С Юрием Яковлевым в фильме «Любовь
земная». 1974 г.
«Лерка нашла в сценарии «Места встречи изменить нельзя» свой эпизод в воровской малине и возмутилась: «У нее всего-то несколько фраз! Как же так, Станислав Сергеевич, вы же сказали, что будет главная роль!» А Говорухин ей: «Лера, эта роль самая что ни на есть главная! Кто банду создал? Клаша. Кого все в «Черной кошке» слушаются? Клашу! В итоге всех повязали, а Клаша осталась на свободе со всем награбленным добром!» — рассказывает близкая подруга Валерии Заклунной актриса Нина Попова.
Сниматься в фильме «Место встречи изменить нельзя» заманил Лерку обманом. Позвонил ей в Киев и говорит: «Лера, ты же детективы любишь? Очень? Я так и знал. И поэтому предлагаю тебе главную роль в моем новом детективе!» И вот привозят Заклунной сценарий, она читает, а там главные персонажи Жеглов и Шарапов. «Еще была любимая девушка Шарапова Варя Синичкина, но эту героиню я даже не рассматривала, это не мое, — вспоминала Лера
А ведь так однажды и было. Евгений Матвеев настолько обожал Заклунную как актрису, что изменил ради нее сценарий дилогии «Любовь земная» и «Судьба». В романе Проскурина, по которому сняты эти фильмы, были два брата — председатель колхоза и врач-психиатр. Председателя Матвеев сыграл сам, а брата превратил в сестру, которую и сыграла Лерка. И вот она думала, что теперь так же произойдет с «Местом встречи...».
Приехав на съемки в Одессу, Лера спросила Говорухина: «Так кого я буду играть?» Тут Станислав Сергеевич ее и огорошил: «Клашу». Лерка на эту героиню в сценарии даже внимания не обратила: «Какую Клашу? Кто это?» Говорухин объясняет: «Любовница самого главаря банды — Горбатого!» Лерка находит в сценарии этот эпизод в воровской малине и ничего не понимает: «У нее всего-то несколько фраз! Как же так, Станислав Сергеевич, вы же сказали, что будет главная роль!» А Говорухин ей: «Лера, эта роль самая что ни на есть главная! Кто банду создал? Клаша! Кто всем там заправляет? Клаша! Кого все в «Черной кошке» слушаются? Опять Клашу! В итоге всех повязали, а Клаша осталась на свободе со всем награбленным добром!» В общем, он Лерку убедил. И, что интересно, Заклунная в этом эпизоде вроде бы ничего не делает, сидит и немножко нервно гладит кошку своей тонкой рукой с красивым маникюром. Кстати, у нее и в жизни были такие руки — нервные, они никогда не лежали спокойно. Но никто, кроме Говорухина, не сумел это так обыграть… В кино Лера начала сниматься через год после окончания Школы-студии. У нее в фильмографии почти 30 картин, много главных ролей, но зрителям она больше всего запомнилась именно в этом небольшом эпизоде «Места встречи изменить нельзя»...
«Думала, мне дадут либо Жеглова,
либо Шарапова, кого-то из них Говорухин превратит в женщину» С
Арменом Джигарханяном в сериале «Место встречи изменить нельзя».
1979 г.
Мы с Лерой подружились еще во времена учебы в Школе-студии МХАТ. Она была очаровательная, смешная, ей нравилось обращать на себя внимание, вот чтобы все видели — перед ними артистка. Может быть, это потому, что Заклунная не сразу пошла учиться на актерский, сначала поработала чертежницей, и вот ей хотелось доказать… Помню, едем с девчонками в троллейбусе с занятий. Лерка встанет посередине салона, держится рукой за перекладину, раскачивается и читает стихи: «Когда замерзают руки, на них надевают перчатки, когда замерзает тело, ты кутаешься в меха…» Пассажиры в недоумении, мы все хохочем: «Заклунная, хватит!» А она продолжает играть в артистку: «Когда замерзает сердце, то никуда не спрячешься…»
На нашем курсе многие были иногородние, жили в общежитии, ну а я москвичка. Ребята любили собраться у меня дома. Но настолько все, в том числе и мы, были бедными, что угостить было особо нечем, мама делала салат из картошки, квашеной капусты и лука, который заливала постным маслом, мы все это уплетали с большим наслаждением. Всегда ждали день стипендии, скидывались и шли в кулинарию рядом с театральной библиотекой на Пушкинской улице, теперь это Большая Дмитровка. Там мы покупали на всех винегрет по 40 копеек и бутылку перцовки за 2 рубля 17 копеек (мы бы с удовольствием выпили вина, но оно стоило 2 рубля 80 копеек, а это нам уже было не по карману).
Денег не было, а приодеться нам, конечно, хотелось. Лера была большая рукодельница, хорошо вязала. Говорила: «Это успокаивает». И меня как-то пыталась научить, но моего терпения хватило ровно на 40 минут. А в то время были такие специальные нитки для штопки (они и сейчас есть, но уже не в таком ходу, а раньше были необходимы в хозяйстве, потому что рваные носки и чулки не выбрасывались, а штопались по нескольку раз). И вот из этой штопки Лерка связала себе изумительную черную юбку, которую мы с ней носили по очереди. Под эту юбку моя мама давала нам надеть свою красивую кофточку. И это был наш с Леркой единственный комплект на двоих — то я в нем куда-то шла, то она.
Джина Лоллобриджида, Валерия
Заклунная, Алексей Баталов и Ирина Мирошниченко в кулуарах
VIII ММКФ. 1973 г.
Через много лет приезжаю я к Лерке в гости, а у нее на пороге половичок какой-то знакомый. Пригляделась — а это та самая юбка. «Заклунная, — говорю, — ну вот как тебе не стыдно? Это же раритет, который надо в музей, а ты положила ноги вытирать!»
Мы не только носили с ней одни и те же вещи по очереди, мы и похожи были, будто сестры. Нас путали. Впрочем, все девочки нашего курса были друг на друга похожи. Дело в том, что мы обожали педагога нашего курса Софью Станиславовну Пилявскую (исполнительница роли тетки Костика в «Покровских воротах». — Прим. ред.), Зосю, как ее называли. Помню, как в день рождения Зоси — 17 мая — мы с Заклунной с утра встречались, покупали много-много букетиков фиалок и направлялись в Глинищевский переулок, где жила наша именинница. Там поднимались на нужный этаж и перед входом в квартиру Зоси устилали весь пол этими фиалками. Потом звонили в дверь, а сами убегали. Нам хотелось сделать сюрприз, но, конечно, Зося знала, от кого фиалки.
Зося была нам как мать. Постоянно давала для спектаклей что-то из своей одежды, а как-то костюмерная сгорела, так она принесла из дома чуть ли не половину своего гардероба — кому свитерочек, кому платье, кому юбку, в ее нарядах мы и играли. Домработница Софьи Станиславовны Соня, помню, мне звонила, потому что у меня единственной был телефон, и буквально умоляла: «Ниночка, Зося опять вам все отнесла, вы уж проследите, чтобы хоть что-то осталось». Да что там наряды! Зося свои фамильные драгоценности не жалела для нас, а она ведь была из знатного польского рода. И мы на сцену выходили в ее серьгах ХVII века, в старинных кольцах, которые в семье Пилявских передавались из поколения в поколение. Краситься Софья Станиславовна нам строго-настрого запрещала. Правда, Лерка иногда подводила стрелочки, но Зося тут же отправляла ее умываться: «Вы и без косметики красивые!»
Заклунная родилась в Сталинграде
в 1942 году, в самый разгар битвы за город В фильме
«Судьба». 1977 г.
Девчонки все как одна подражали Зосе — гладко зачесывали волосы назад, собирали их в пучок, держали осанку. Как-то на студенческом спектакле, где мы с Лерой играли, побывал знаменитый критик Павел Александрович Марков, мой сосед по дому, а на следующий день меня встречает: «Нин, смотрю и ничего не могу понять — две Зоси на сцене! Я подумал, что сошел с ума!» А в другой раз наш педагог Виктор Карлович Монюков смеялся: «На сцену вышли сразу восемь Зось!»
Кстати, Лерка так всю жизнь и ходила с прической а-ля Зося Пилявская. Евгений Матвеев хотел, чтобы Заклунная для его картины сделала каре, долго настаивал, но Лерка категорически отказалась стричься. В итоге они выкрутились с помощью парика. А вот я подстриглась, и Лерка меня ужасно ругала: «Зачем?» Но это же только она такая упертая, или, как говорят на ее родине, упэрта. Еще и коммунистка, здесь мы во взглядах расходились, даже иногда ругались, я порой свою дочь просила, чтобы она толкала меня ногой под столом, если я начну спорить с Лерой. Потому что по большому счету какая разница, у кого какие взгляды? Не должно это мешать дружбе!
После Школы-студии нас приглашали сразу в несколько мест. Я выбрала Театр Пушкина, где служу до сих пор. А Лерка всегда хотела вернуться в Киев, ужасно скучала по родителям, и они за дочь переживали. И вдруг все решилось. В общежитии появился худрук киевского Театра русской драмы имени Леси Украинки Юрий Сергеевич Лавров, отец Кирилла Лаврова (который тоже некоторое время работал в этом театре), и с порога заявил Лере: «А я приехал забрать вас в свою труппу». И она, конечно, согласилась. Хотя перед самым дипломом вышла замуж за студента актерского факультета Гарри Бардина, он к тому времени только второй курс окончил, так что с ней поехать никак не мог. Конечно, Бардин обиделся на Лерку, в итоге они разошлись после месяца брака и каждый пошел своим путем. Заклунная стала ведущей актрисой Театра Леси Украинки, в Киеве ее все знали и обожали, она по улице спокойно пройти не могла. А Бардин — великим режиссером-мультипликатором…
Комментарии