"Апостольский визит" папы римского Франциска в Ирак — одну из самых опасных стран, который должен завершиться сегодня, уже успели назвать историческим. За четыре дня Франциск посетил шесть городов: Багдад, Наджаф, Ур, Эрбиль, Мосул и Бахдиду (Каракош) — центр ассирийского христианства.
Весьма сомнительно, что папа римский отправился навестить паству. Абсолютное большинство населения Ирака исповедует ислам. Однако исторически на его территории также проживали христианские общины. В 2003 году в Ираке насчитывалось около 1,5 млн христиан (примерно 3% общей численности). После начала войны с ИГИЛ* многие из них были вынуждены бежать из страны или погибли от рук террористов. По приблизительным оценкам, их не более 500 тыс
Вряд ли турне понтифика можно назвать простым жестом доброй воли. В расписании поездки папы римского запланировано несколько важных встреч. В центре внимания пока что разговор с великим аятоллой Али ас-Систани, одним из самых высокопоставленных лидеров мусульман-шиитов. Не зря накануне приезда Франциска в Багдад многие шиитские милиции, противостоящие террористам, даже объявили в одностороннем порядке режим прекращения огня.
Однако папа римский несёт не только послание мира многострадальному Ираку. Помимо переговоров с аятоллой Али ас-Систани Франциск также встретится с местными епископами и сотрудниками ROACO — организации, которая занимается помощью восточным католическим церквям. Кроме того, ROACO далеко не единственная структура подобного рода в регионе.
В Сирии, например, активничают сразу две организации подобного рода: Caritas (с 1954 г.) и SOS Chrétiens d'Orient (с 2013 г.). У них имеются представительства в таких городах, как Дамаск, Алеппо, Хомс, Тартус, Латакия и Хасака. Основная их деятельность в Сирии сосредоточена на предоставлении гуманитарной помощи местному населению. Однако параллельно с этим Caritas занимается образованием, а SOS Chrétiens d'Orient участвует в проектах по сохранению культурно-исторического наследия Сирии.
Гуманитарная помощь ряду стран Ближнего Востока сейчас просто необходима, но в то же время она используется в качестве инструмента "мягкой силы". Прежде всего речь здесь идёт о Сирии, Ливане, Ираке и Палестине. В этих странах традиционно проживают христианские общины, которые всегда пользовались поддержкой извне.
Огромную роль на протяжении истории также играл вопрос о покровительстве Святой земле. Именно спор о палестинских святынях между православной и католической церквями в своё время послужил формальным поводом к началу Крымской войны 1853–1856 гг. О важности укрепления связей России с ближневосточными христианами писали ещё в XIX в. К.Н. Леонтьев и К.М. Базили.
Конечно, последние годы Россия оказывала (и продолжает оказывать) пострадавшей Сирии колоссальную поддержку. Но одна лишь гуманитарная помощь плохо работает в исторической перспективе.
Вряд ли будущие поколения, знающие о войне только из школьных учебников, будут помнить пачку галет, которая спасла их предков от голодной смерти. Зато восстановленный храм сразу будет ассоциироваться со щедрыми благотворителями. Сегодня в борьбе за позитивный имидж среди ближневосточных христиан Россия сталкивается с серьёзной конкуренцией со стороны благотворительных организаций, связанных с Ватиканом и западными странами.
* Деятельность организации запрещена на территории РФ Верховным судом.
Комментарии