Веселая жизнь и трагическая смерть. Какой была судьба самой знаменитой «девчонки» СССР Надежды Румянцевой

Шоу-бизнес

278 Просмотры Откликов

Зарубежные кинокритики называли ее «Чаплин в юбке» и «русская Джульетта Мазина», а близкие друзья утверждали, что она — человек-радость, рядом с которым просто невозможно было грустить. Надежда Румянцева — великолепная актриса на работе и невероятно преданная и любящая жена дома. Ее роли в «Девчатах» и «Королеве бензоколонки» — классика мирового комедийного кинематографа, а брак — образец для подражания многим семейным парам. Сегодня, в день ее рождения, вспоминаем жизнь, которую прожила эта потрясающая женщина.

Хотела быть похожей на Любовь Орлову

Надежда Румянцева появилась на свет 9 сентября 1930 г. в деревне Потапово Смоленской области в семье домохозяйки Ольги и проводника поезда Василия. Интересный факт: когда Надежда станет знаменитой, многие припишут ей родство с известным цирковым клоуном Карандашом — Михаилом Румянцевым, называя его отцом актрисы. Однако с этим великим актером их связывала лишь фамилия, огромный талант и безграничная преданность профессии.

«Мой папа работал бригадиром на поездах дальнего следования, у него были очень длинные маршруты — до Владивостока и Пекина

Мы его месяцами не видели… Папа — смоленский крестьянин, настоящий русак, который любил людей и не выносил одиночества. Я росла в очень простой и хлебосольной семье. Дом всегда был полон гостей. На столе стояли простая картошка, капуста и огурцы, но делалось это с таким радушием. Мать-домохозяйка обожала танцы и кино, именно она привила мне любовь к искусству.

Маленькая Надя занимается пением, гимнастикой, художественной самодеятельностью. Ей очень нравится Любовь Орлова, и девочка хочет быть на нее похожей. Ребята в школе дразнили ее «артисткой», но не за выдающиеся успехи на сцене, а в основном за «творческие» проделки. «Озоровала, чтобы зауважали сверстники», — признается однажды Надежда Румянцева

Однако на детство Надежды выпадут и такие годы, когда было совсем не до озорства. Началась Великая Отечественная война. Папу призывают на службу в армию, а семья остается в подмосковных Жаворонках, недалеко от линии фронта. Вместе с братом и другими ребятами-односельчанами Надежда организовывает агитбригаду, которая выступает перед ранеными бойцами в госпиталях.

«Я по натуре не тот человек, который впадает в уныние. Такой характер сложился в детстве, когда достатка в семье не было и постоянно приходилось искать способы, чтобы просто-напросто выжить.

Особенно во время войны, когда отец сначала был на фронте, а потом вернулся с тяжелым ранением. Как ни странно, я всегда была старшей в доме: брат и родители часто обращались ко мне за советом. У меня достаточно аналитический ум, я очень энергична и, если принимаю решение, нужно очень постараться, чтобы помешать мне его осуществить», — вспоминала она.

Обманула режиссера, чтобы получить первую главную роль

Война закончилась. Подошла к концу и учеба в школе, которую Надежда Румянцева (хоть и говорила, что «ненавидит точные науки») оканчивает с золотой медалью. Выбирая вуз для поступления, девушка останавливает свой выбор на школе-студии при Центральном детском театре в Москве.

Во-первых, там не надо сдавать математику. А во-вторых, в свои 17 лет она выглядит лет на 5 младше и решает, что «детский театр: мышка-норушка, терем-теремок — это мое».

Монолог Фамусова в исполнении Румянцевой на вступительном экзамене покоряет сидящую в приемной комиссии художественного руководителя Центрального детского театра Ольгу Пыжову. Поэтому уже на первом курсе она приглашает Надежду на главную роль в репертуарный спектакль «Я хочу домой».

«Вот как это было, — рассказывает Ольга Пыжова. — Мы с Борисом Владимировичем Бибиковым ставили пьесу Сергея Михалкова „Я хочу домой“. В фойе, через которое мы проходили на репетицию, учащиеся студии занимались сценическим движением. Одна из девочек выполняла танцевальные „па“ с необыкновенной серьезностью и вниманием. В коротеньком платьице, она была похожа на тоненькую стрекозку… Этот день для Нади во многом стал решающим. Борис Владимирович настоял, чтобы роль 10-летней Иры Соколовой, на которую мы никак не могли найти исполнительницу, поручили самой юной студентке студии — Румянцевой». Позже Румянцева сыграла Иринку в спектакле «Ее друзья» и храбрую Машу в «Репке».

Первая роль в кино пришлась также на студенческие годы. Чтобы сыграть в картине «Навстречу жизни», Надежда идет на настоящий обман. Ее героине предстоит управлять моторной лодкой, и Румянцева заявляет, что с легкостью умеет это делать. Обман раскрывается уже на съемках, когда лодка переворачивается в воде вместе с девушкой. Актриса ужасно замерзла и даже заболела, но с роли ее все же не снимают. А вот ее партнера, 16-летнего Игоря Клименкова, которого многие помнят как мальчика-пажа в «Золушке», лишили права участия в ленте. Но не из-за лодки, а из-за некрасивой сцены ревности, которую он устроил Румянцевой прямо на площадке. Молодой человек был страстно влюблен, но ему — увы — не ответили взаимностью.

В 1950-е Надежда Румянцева много и с удовольствием снимается. «Это не только съемки в Москве, но и экспедиции… можно поехать на море или на Северный полюс, или в пустыню. Я ведь нигде не бывала», — говорит она.

Она принимает участие в режиссерском дебюте Эльдара Рязанова «Счастливая юность» и исполняет роль мальчика в экранизации книги Оскара Уайльда «Звездный мальчик». А потом, в 1959-м, с ней «случается» великолепная комедия «Неподдающиеся», после которой Надежду Румянцеву накрывает первой волной зрительского обожания. Ее героиня Надя Берестова получилась очень обаятельной, трогательной и очень родной. Фильм немедленно растащили на цитаты, а актрису стали узнавать везде и всюду.

Цитата:

— Слушай, Грачкин, у тебя совесть есть?

— А что? Одолжить? Пожалуйста.

Рыбников говорил, что Румянцева тянет одеяло на себя

Но все это было просто цветочками по сравнению с той лавиной народной любви, которая обрушивается на Надежду Румянцеву после роли Тоси Кислициной в комедии 1961 года «Девчата». Это был успех даже не всесоюзного, а международного значения, после которого актрису несколько раз приглашают на съемки в Голливуд. Правда она об этом узнает только спустя несколько десятилетий. Советское правительство отправляло от ее имени отказы с пояснениями: «слишком занята на съемках дома».

Мало кто знает, но яркая экранная история любви, показанная в «Девчатах», имела мало общего с реальными взаимоотношениями Надежды Румянцевой и ее партнера Николая Рыбникова.

Исполнительница роли Анфисы, актриса Светлана Дружинина вспоминала: «Приехал очень профессиональный, уверенный, сильный актер, который к Наде Румянцевой никак не мог пристроиться, они совершенно не подходили друг другу». Рыбников считал, что в каждом кадре Румянцева «тянет одеяло на себя».

«В конце концов, фильм называется „Девчата“! Почему это на съемочной площадке актер мужского роду-племени? — возражала Румянцева. — Да и к тому же он постоянно опаздывает на съемки».

Однако закадровый конфликт не помешал работе, а только помог. Сцены противостояния Тоси Кислициной и Ильи Ковригина считаются эталонными по актерскому мастерству.

Цитата:

— Разрешите?

— А вы всегда с папироской танцуете? И в шапке? Так вот, я с такими не танцую!

В 1962 году выходит третий и, по сути, последний по-настоящему популярный фильм, в котором Надежда Румянцева снимается в главной роли. 34 миллиона человек посмотрели «Королеву бензоколонки» в кинотеатрах и тут же полюбили персонажа Людмилу Добрыйвечер.

Цитата:

— Что же вы, изменили мечте?

— Нет, просто мечту изменила.

После «Королевы» было еще несколько лет плотной работы в кино, но такими народными хитами, к сожалению, ни одна из многих картин Надежды Румянцевой не стала. Актриса снимается в фильмах «Женитьба Бальзаминова» с Георгием Вициным, «Легкая жизнь» с Юрием Яковлевым и Фаиной Раневской, «Черт с портфелем» с Савелием Крамаровым и Львом Дуровым, «Крепкий орешек», но не в том, что с Брюсом Уиллисом, а что с Виталием Соломиным.

Впрочем, ее не так уж и волновали проходные роли. Ведь на первом месте в эти и последующие годы у Надежды Румянцевой будет семья. В 1965 году она познакомилась с армянином Вилли Хштояном, с которым проживет всю свою жизнь, душа в душу, до самого конца.

Они встретились в гостях у общего знакомого. Надежда сразу поразила будущего мужа в самое сердце. Яркая, душа компании, веселая! Молодые люди обменялись телефонами, а на следующий день актриса не выдержала, позвонила первой и пригласила отмечать Новый год в Дом кино.

После этого было три года общения урывками: Вилли постоянно ездил в командировки, а Надежда пропадала на съемках. Да и когда они встречались, им сложно было сходить куда-то только вдвоем. «С нею было просто невозможно появиться на улице! Сразу же подбегали люди, просили автографы, говорили комплименты», — вспоминал Вилли Хштоян. «Из ресторанов нам с ней оставался только тот, что в Доме кино, — во всех остальных не давали поесть Надины поклонники. Каждый считал своим долгом подойти, выпить за ее здоровье. Ну или как минимум прислать нам через официанта бутылку вина. Я, конечно, в ответ посылал две — так уж у нас, у кавказцев, принято».

Переводила на английский русские анекдоты и рассказывала их на дипломатических приемах

А потом случилось то, чего от Надежды Румянцевой никто не ожидал. В 1967 году они вместе с Вилли сыграли скромную свадьбу и уехали по его дипломатической работе из страны. Позже она объяснит свое решение журналистам так: «У меня уже тогда был багаж ролей. И я думала: ну, еще одна роль, еще — и что дальше? А у Вилли так карьера складывалась, что надо было поехать за границу торгпредом. Мой главный долг — быть рядом с мужем. Я хорошо усвоила, кто у нас глава семьи (для армянина это особенно важно). Он не должен говорить: „Я муж Нади Румянцевой“. Это я должна говорить: „Я жена Вилли Вартановича“».

Новая роль жены дипломата с легкостью удается Надежде Румянцевой, как, впрочем, и все ее роли. Вместо игры на сцене или в кадре она посещает приемы, на которых заводит знакомства с женами «нужных» людей: министрами, руководителями крупных компаний, владельцами больших предприятий и так далее.

И снова Румянцева в центре внимания. Благодаря ее обаянию решаются самые сложные вопросы, подтверждал Вилли Хштоян: «Она умела привлекать к себе внимание, ее называли мадам Надя. Жена была прекрасной рассказчицей, ее коньком стали русские анекдоты, которые она заранее переводила на английский язык, оттачивала с местным преподавателем с учетом английского юмора и с блеском подавала на приемах. Ее появления всегда ждали с нетерпением. А ведь когда мы приехали в Египет, Надя английского вообще не знала, только французский. Но за полгода освоила! Так же, как и теннис, ведь в дипломатическом мире все играют в теннис, и если ты хочешь стать членом клуба деловых людей — будь любезен, играй! Первым теннису научился я — президент хлопковой компании, с которым мне предстояло договориться о квоте на закупку хлопка, оказался заядлым теннисистом. А Надюша взялась за ракетку чуть позже, увидев, с какими красивыми женщинами я встречаюсь на корте. (Смеется.)

За короткое время моя жена стала настоящим профессионалом в теннисе. Правда, она была ужасной жухалой! Постоянно оспаривала, кому засчитывать мяч».

Только одна беда омрачает безоблачное счастье супругов: общие дети у них так и не родились. Позже супруг актрисы будет винить в этом себя. Ведь именно он сначала уговаривает жену не торопиться, так как опасался, что дочке от первого брака будет не хватать его отцовской любви. Ну, а потом, когда та подросла, Надежда просто не смогла забеременеть. Рассматривали идею с усыновлением, но поняли, что оба не хотят этого. Решили, что их взаимной огромной любви вполне достаточно для «и жили они долго и счастливо». Забегая вперед, скажу, что так и случилось: до самого последнего дня, 43 года спустя после свадьбы, эти двое сумели сохранить нежность и бережное отношение друг к другу.

Зайца из «Ну, погоди» она не озвучивала

Начиная с 1970-х, Надежда Румянцева частенько надолго уезжает из страны. В кино снимается мимоходом, в основном во второстепенных и эпизодических ролях. Зато ее много и с удовольствием приглашают на работу в качестве актрис озвучания кино и мультипликационных фильмов.

Вот только несколько ее героинь, отлично знакомых каждому из нас: Нина в «Кавказской пленнице», Гюльчатай в «Белом солнце пустыни», Лиза в «12 стульях». Она подарила свой голос Одри Хепберн в «Как украсть миллион», Зите и Гите в одноименной картине и Присси в «Унесенных ветром».

А популярности сериалов «Рабыня Изаура» (1977) и «Джейн Эйр» (1988) на русскоговорящих территориях в немалой степени поспособствовал тот факт, что главные героини также говорили голосом Надежды Румянцевой. На ее счету все женские персонажи в «Терминаторе» и «Твин Пикс». Часто актрисе также приписывают озвучание знаменитого Зайца в «Ну, погоди!», хотя на самом деле это сделала Клара Румянова.

Также несколько поколений детей выросли на воскресной передаче для детей «Будильник», которую вела Надежда Румянцева

Драка с бандитами и трагическая смерть

После развала Советского Союза супруг героини уходит с дипломатической работы, чтобы заняться бизнесом, связанным с международной торговлей. Дела шли в гору, и это не остается незамеченным представителями преступного мира.

В 1996 году, после звонков с чередой угроз и требованиями «делиться», в квартиру, в которой жили супруги, вломились бандиты. Пожилые люди неожиданно оказали активное сопротивление и даже сумели сдать злоумышленников в милицию. Но во время борьбы актриса получает сильнейший удар по голове, который через несколько лет приведет к трагическим последствиям.

После этой тяжелой травмы периодически ее мучали сильные головные боли, которым она не придает большого значения. А спустя несколько лет в тканях мозга находят новообразование, которое не поддавалось лечению. Надежда Румянцева принимает эту новость неожиданно спокойно и уезжает на любимую дачу сажать цветы. Через полтора года, 8 апреля 2008-го ее не станет. По иронии судьбы, в тот год исполнялось 45 лет с даты выхода на широкий экран «Королевы бензоколонки». И из-за ужасного стечения обстоятельств похороны исполнительницы главной роли прошли за день до назначенной даты празднования юбилея. Актрису похоронили в Москве на Армянском кладбище, а в ее доме еще много лет все останется точно так же, как было при ней. Супруг не мог решиться передвинуть ни одной вещи. Даже после ее смерти их любовь продолжала жить.

Как Вы оцените?

0

ПРОГОЛОСОВАЛИ(0)

ПРОГОЛОСОВАЛИ: 0

Комментарии