Какой он, самый распространенный, доступный, узнаваемый аксессуар летнего сезона, символ курортного периода, защищающий нас от палящих лучей и порывистого ветра, древний, как сама мода?

Речь про солнечные шляпки, которые прошли огромный путь от
начала времен и приобрели множество воплощений. Какая модель станет
вашим фаворитом сегодня — вечная классика, федора, сексуальная
ливорнийская или универсальная панама? Рассказываем все о
соломенном аксесcуаре
и его бесконечных стильных вариациях.
Слова «аксессуар» произошло от выражения «подходить ко мне», «приходится ко двору». Очевидно, детали гардероба — совершенно не необходимость, без них можно обойтись, но именно они «добивают» образ, делая его гармоничным и цельным. В наших северных широтах шляпка — это излишество, модная мелочь, но в некоторых культурах и регионах она входит в обязательный комплект одежды.
Вообще шляпа появилась как эффективная защита от солнца еще в древних цивилизациях. О том, какой она была тогда, во времена фараонов, а затем — греческих философов, мы можем судить исключительно по письменным источникам, поскольку материальных данных попросту не осталось. Это и понятно, ведь шляпы создавались из соломы и тканей, которые очень быстро тлеют, не оставляя после себя никаких следов.
Рабочий вопрос
Первыми «дизайнерами», придумавшими плести головные уборы из самых доступных подручных средств — травы и соломы, были пастухи. Они проводили под жестокими солнечными лучами недели и месяцы — и чтобы как-то спастись от изнуряющей жары и ожогов, начали изготавливать первые шляпы, так называемые петасос

Вообще в каждой древней цивилизации были свои петасос, которые дошли до нас. Так, самые старые и узнаваемые — это конусообразные шляпы из соломы, прямые родственники стильной федоры, в которой сегодня щеголяют городские денди. Их «старшие братья» под именем нон ла были распространены в странах Азии — Вьетнаме, Таиланде, Японии, Корее и на Филиппинах. Прежде всего носили их крестьяне, работавшие на рисовых полях. По легендам, нон ла была создана богиней, спустившейся с небес в огромной шляпе, сплетенной из четырех гигантских пальмовых листьев на каркасе из бамбуковых палочек. Прежде всего конусообразный головной убор предназначался для защиты от дождя: благодаря своей форме нон ла отлично отводила струи воды от лиц крестьян. Держалась шляпа благодаря тесемке под подбородком.
До сих пор нон ла изготавливают вручную, хотя существуют и промышленные способы шитья этих традиционных головных уборов. Материалом служат листья пальмы сабал, которые собираются совсем зелеными, затем их моют и проглаживают при определенной температуре, отбеливают при помощи горящей серы. По сей день их носят многие рабочие люди, а соломенный конус и сейчас ассоциируется у нас с азиатским крестьянином, склонившимся над водянистым рисовым полем.
Считать, что нон ла — убор исключительно простолюдинов, было бы неправильно. Ближе к Средним векам мастерицы начали изготавливать шляпы, расписанные вручную, украшенные тонкой вышивкой и даже драгоценными камнями. А с развитием торговли и появлением Великого шелкового пути мода на соломенные шляпы захватила Европу. Впрочем, если этот вариант кажется вам прозаичным, историки предлагают рассмотреть менее ожидаемый: говорят, шляпы с полями появились в Европе благодаря местным «дизайнерам». Они создали головные уборы для защиты… нет, не от солнечных лучей и не от дождя, а от нечистот, которые частенько выливались прямо из окон на узкие улочки.

От пастухов до мушкетеров
Сложно представить, что традиционная нон ла стала прародителем нескольких видов соломенных шляп, которые с удовольствием носили представители разных сословий — от бедняков до придворной знати. Тем не менее именно конусообразная модель была трансформирована в вариации с полями. И уж здесь европейцы разгулялись, создав огромное множество моделей с различными полями. Более того, по полям можно было определить, из какой части Европы владелец головного убора. Так, чем более впечатляющие размеры перед нами — тем южнее обладатель шляпы. Все объяснимо: солнце в Испании и Италии куда более активное, чем в той же Швеции или Дании. Противостояние севера и юга в шляпной моде продолжается и поныне.
Знойные вариации известны нам под многими именами. Самой харизматичной и узнаваемой можно назвать сомбреро — большую соломенную шляпу, ставшую официальным символом Мексики. Интересно, что головной убор со средней тульей, широкими, загнутыми вверх полями и тесемкой, с помощью которой огромная шляпа держится на голове, придумали в Испании. Сюда же будущие сомбреро были завезены монголами, которые носили их с острыми тульями. Название сомбреро — неполное: модель именуется sombrero vaquero. Sombre означает «тень», а vaquero — «пастух». Сегодня в испаноговорящих странах сомбреро называется любая шляпа с широкими полями. К слову, знаменитая ковбойская шляпа — это «младшая дочка» испанской модели, а по сути — все тот же головной убор пастухов.
Традиционная мексиканская интерпретация зовется чарро. Впрочем, по всей Америке (и Северной, и Южной) достаточно много вариаций сомбреро. В Колумбии существует собственная черно-белая версия под названием вуэлтьяо — из тростника, в Панаме же носят сомбреро питандо.
Испанская широкополая шляпа, безусловно, захватила мир, но и итальянская заслужила место в истории. Мы знаем, как она выглядит, благодаря многочисленным картинам живописцев девятнадцатого века, фильму «Соломенная шляпка» и пляжной моде. У этой модели несколько названий, по сути же и ливорнийская, и флорентийская — это шляпа с мягкими широкими полями и круглой тульей, сплетенная из соломы особого сорта марцуоло. Кстати, пшеницу марцуоло, отличающуюся особым золотистым оттенком, до сих пор выращивают исключительно для производства головных уборов, не употребляя его в пищу. Ее вывел некий Доменико Микелаччи. Отличается ливорнийская шляпка и способом плетения, который называется леггорн. Техника напоминает метод создания косичек.
Если нон ла и сомбреро изначально считались элементом гардероба бедняков, то ливорнийская шляпка сразу стала предметом роскоши. Тонкая выделка и плетение, особая солома — все это делало «итальянку» объектом желания самых богатых дам эпохи Просвещения.
Впрочем, не только женщины с радостью носили широкополые соломенные шляпы. Более того, изначально именно мужчины щеголяли в итальянских уборах. Самыми известны-ми из тех, кто отдавал предпочтение ливорнийским моделям, были… мушкетеры! Правда, очень скоро стало понятно, что солома — не лучший материал для головных уборов бравых военных. Ее заменили на шерсть, а легкие флорентийки окончательно стали женским аксессуаром. На их полях размещали икебаны, расшивали их серебром и золотом, украшали лентами. Но настоящие модницы не перегружали шляпки акцентами, помня, откуда пришла эта мода, — буквально из полей. Образы крестьянских девушек в простых уборах полюбились художникам, следом за ними — придворным кавалерам. У знатных дам не осталось выбора.
Федорино горе
С началом двадцатого столетия моды на спортивный минимализм и
унисекс, соломенные шляпки — и широкополые, и универсальная
классическая федора — не потеряли своей актуальности. Дело в том,
что ультрапопулярные в то время шляпки клош из фетра не могли
защитить нежную кожу лица от солнца: у них практически не было
полей. Так что постепенно соломенные головные уборы стали символом
курортного отдыха, где они просто незаменимая деталь
Но есть среди соломенных уборов модель, которой удалось выйти из статуса пляжных атрибутов и стать аксессуаром городских модников. Речь, конечно, о федоре — легендарной шляпе с небольшими полями и ложбинками по центру и бокам тульи.
Доподлинно известно, когда она появилась на свет: случилось это в 1882 году, когда великая Сара Бернар сыграла в спектакле вдову графа Горышкина Федору, для образа которой костюмеры выдумали новую модель шляпы. Впрочем, носила федору только сама Бернар. Новинка пришлась по вкусу не дамам, но кавалерам, да каким: шляпа стала символом образа гангстеров. Правда, солидные криминальные мужи поменяли материал изготовления на фетр.
Женские модели начали появляться лишь к восьмедисятым годам двадцатого столетия. Именно с тех пор федора не сдает своих позиций. У нее появились своих звездные поклонники, в числе которых актриса Диана Крюгер и эксцентричный «пират» Джонни Депп. Впрочем, легче перечислить тех, кто никогда не примерял эту шляпу, так велика ее популярность. Ее сочетают с платьями и деловыми комплектами, кэжуал и спортивными образами. И, конечно, куда пляжной моде без федоры!
Соломенные шляпки — влиятельнейший аксессуар, который прошел путь от бедняцкой лачуги до головок самых значимых придворных дам Нового времени. Он умеет творить чудеса: превращать скучный комплект в наряд с изюминкой. Пользуйтесь!
Комментарии