Металлические бигуди
Железная трубочка с круглыми дырочками по бокам для циркуляции воздуха и с резинкой, завязанной у основания, чтобы держать прядь волос. Классическое бьюти-пыточное средство эпохи СССР
Чем же были ужасны эти бигуди? Да буквально всем. Голова женщины, уснащенная парой десятков железных бигуди, становилась тяжелой, словно пушечное ядро. Они безжалостно тянули пряди и силой собственной тяжести, и резинкой. А от резинок на высохших прядках оставались безобразные заломы. Чтобы не портить заломами верхние, «главные» для прически пряди, между резинками верхнего ряда бигуди вставляли толстую вязальную спицу или карандаш.
А теперь внимание, барабанная дробь. Самые стойкие жительницы СССР завивали волосы на бигуди с вечера и… спали на них. Целую ночь промучиться на железках, чтобы утром прийти на работу с кудрями! И после этого мы смеемся над тем, как в фильме Рязанова «Служебный роман» секретарша Верочка учит начальницу Людмилу Прокофьевну выщипывать брови рейсфедером…
Сушка волос над газом
«Первый электрический фен у меня появился примерно в начале восьмидесятых. Это была страшно шикарная по тем временам вещь, хоть и довольно громоздкая, – вспоминает 65-летняя Галина Николаевна. — У фена были разные насадки и огромный капюшон из шуршащей болоньи. Но мне он был мил и без насадок – он же дул горячим воздухом прямо на волосы! Больше не нужно было стоять по утрам над горящими газовыми конфорками, держа развернутую газету над головой».
Сушка волос над горящим газом – то еще удовольствие. А если учесть, что женщина при этом не только портила волосы сильным жаром и разогретыми металлическими бигуди, но и вдыхала вредные продукты горения бытового газа, то процесс вполне можно назвать пыткой.
Эффект накладных ресниц по-советски
Услуга по наращиванию ресниц сейчас относится к одной из самых востребованных на бьюти-рынке. Ресницы-опахала, мечта каждой женщины, сейчас при желании доступны всем.
В СССР юная красавица, грезя о длинных ресницах, делающих лицо таким хрупким и трогательным, вынуждена была идти на хитрости. Сухую «Ленинградскую» тушь для ресниц умелицы разводили до идеальной степени густоты и наносили в несколько слоев. А чтобы слои были толще и ресницы скорее приобрели угольную «мохнатость», к разведенной туши подмешивали немного обыкновенной муки или пудры.
Колготки-невидимки
Элегантность женщины немыслима без чулок, а что делать, если колготки и чулки – страшный дефицит?
«Накануне лета некоторые молодые девушки шли на уловку – подкрашивали ноги в цвет загара с помощью отвара луковой шелухи, – вспоминает Раиса Васильевна, 66 лет. — По крайней мере, вечером на танцах это выглядело очень даже ничего. А позже, когда в продажу поступили первые колготки скучного бежевого цвета, их тоже красили в отваре луковой шелухи в темно-коричневый цвет».
Сладкие женщины
Возле полок обычного современного универсама, уставленного средствами для укладки волос, женщина из 60−70-х годов, наверное, потеряла бы сознание от восторга. Оказывается, бывает не только лак для волос (дефицит!), но и муссы, пенки, спреи, гели, воски и даже глина для моделирования локонов. Оправившись от обморока, советская женщина многое могла бы нам порассказать.
Например, как в парикмахерских и в домашних условиях перед завивкой на бигуди локоны смачивали раствором сахара или пива, чтобы хоть как-то зафиксировать «волну» или начес. Нападения на красавиц с сахарными кудрями ос и пчел были нередки и даже высмеивались в юмористическом журнале «Крокодил».
Прическа с «начинкой»
Конец 60-х – начало 70-х годов прошлого века – эпоха повальной моды на высокие прически. Пытки ради красоты практиковались регулярно и повсеместно. Ужасен и губителен для волос был сам процесс тупирования, то есть начесывания прядей, сваливания их в клубок войлока ради прически. Прическу, сделанную у мастера, сохраняли неделями, как зеницу ока – не каждый же день бегать в парикмахерскую надирать волосы. Спать вполглаза, оберегая модную высокую прическу, – разве это не пытка? Тогда усилим ощущение одной небольшой деталью: хорошо, если основой для «халы» служил старый капроновый чулок, а бывало и так, что объема добивались закладыванием внутрь домика из волос консервной банки. Пустой, естественно. Хоть на том спасибо.
Последние достижения химической промышленности
«Бровь должна быть тоненькая, как ниточка, удивленно приподнятая», – вернемся к наставлениям секретарши Верочки из фильма «Служебный роман». Странно было бы думать, что советская промышленность станет думать о том, чем советской женщине рисовать себе брови. Сама что-нибудь найдет и нарисует. Так оно и было: к услугам дам в СССР были так называемые химические карандаши – синего и черного цвета. Тот самый химический карандаш, который начинал ярко писать, если намочить грифель. И брови можно изобразить, и стрелки, как у Марины Влади в фильме «Колдунья». Главное – послюнявить карандаш.
Тени для век из толченого мела с примесью порошки синьки – разве это не пытка ради того, чтобы выглядеть стильно? Соскребать булавкой золотую краску с букв «Смоленск», написанных под крышкой пианино, чтобы сделать себе золотые тени, – это ли не изощрение?
«В моде была светло-сиреневая помада, а в продаже – только жуткого морковного цвета, – рассказывает Светлана Викторовна, 67 лет. — А мне однажды страшно повезло – я купила коробку театрального грима! Я смешивала белую гримировальную пасту с малиновой и получала вожделенный сиреневый цвет. С черными стрелками макияж был просто космический!»
Чулочный антигламур
Сейчас девушки покупают чулки, чтобы соблазнять или создавать ретрообразы в стиле пин-ап. В 60-е и 70-е годы чулки носили лишь потому, что еще не было в продаже колготок. Верхний край чулка либо пристегивался к поясу (который еще и выполнял роль утягивающего белья), либо… Об этом даже рассказывать больно: поддержать чулок можно было специальной круглой резинкой, которая тесно облегала верх ноги. Естественно, это было страшно неудобно. Резинки больно врезались в тело и останавливали кровообращение.
Парниковый эффект
70-е годы прошлого века – эпоха синтетических кудрей. С помощью хны, бигуди и начеса можно было создать стильный образ, но был и кардинальный способ решения всех проблем – парик. Надела утром – и сразу с прической, с копной локонов. Можно каштановых, можно рыжих, но особый шик – это холодный блонд с оттенком седины. Примерно в таком парике мы видим в нескольких эпизодах героиню Наталью Гундаревой в фильме «Сладкая женщина». Всем был бы хорош парик, если бы в нем не было так жарко, и если бы под ним, лишенные кислорода, не портились бы так сильно собственные волосы красавиц.
Однако следует отдать должное нашим мамам: даже при таких скудных возможностях они умудрялись быть неотразимыми и кружить головы мужчинам.
Комментарии