1. Роды в хлеву
В относительно недавние времена на Руси считали, что в доме рожать нельзя. Все потому, что место родов считается нечистым, как и сама роженица. После родов женщину и в церковь-то не пускали
С началом схваток с женщины снимали все опоясывающие предметы и распускали ей волосы, открывали все двери и окна: считалось, что так роды пройдут легче. А Булгаков в своих «Записках молодого доктора» рассказывал, что повитухи запихивали женщине в шейку матки сахар – приманивали ребенка на сладенькое.
2. Повитуха вызывала рвоту
Тоже наш, исконно русский обряд. Во время схваток повитуха помогала роженице ходить по дому, массировала роженице поясницу, гладила ее по животу и приговаривала между схватками: «Христос родился, и мы младенца ждем. Аминь». Если роды затягивались, зажигали свечу и читали другой заговор: «Пока свеча догорит, тут и она родит. Аминь». Это все нормально и сейчас воспринимается в принципе как помощь. Диким кажется вот что: ближе к финалу повитуха обязательно вызывала у роженицы рвоту. Считалось, что от этого хорошо раскрывается шейка матки. А еще женщине давали пожевать собственные волосы. Верили, что это странное средство снимает боль.
3. Муж наряжался в одежду жены
В разных местностях по-разному относились к присуствию мужей на родах. Где-то супруга просто выпроваживали из дома, но чаще он играл весьма активную роль. К примеру, чтобы обмануть нечисть, муж одевался в одежду жены, повязывался ее платком и катался по полу со стонами и плачем. Если роды затягивались, мужа просили снять с себя штаны и вывернуть их наизнанку.
Кстати, любопытна история совместных родов в других странах. Оказывается, у индейцев команчей это даже не обсуждалось: мужчина на родах не только присутствовал, но и активно участвовал – делал массаж живота, принимал младенца, перерезал пуповину. В Африке и Индии к совместным родам относились точно так же. В нашей стране до сих пор к партнерским родам относятся с сомнением.
4. Изгнание
Ближайшие «родственники» славян в том, что касается вокругродовых обычаев, живут, похоже, в Непале. Там роженица тоже считается нечистой. Сразу после родов ее изгоняют из поселения на 11 дней, чтобы очистилась. Женщинам приходится жить в хижинах или просто под навесами где-то на отшибе. Им запрещено готовить себе еду и отапливать жилище. Большинство изгнанных обратно не возвращаются – «ссылка» их убивает.
В Новой Гвинее, кстати, женщины и вовсе рожают в лесу. Но там вообще все довольно странно: муж, узнав, что жена ждет ребенка, уходил из дома и жил отшельником. Когда наступал момент родов, женщина уходила в лес, а супруг возвращался домой и стонал: отвлекал от жены злых духов. Брал огонь на себя.
5. Прижигание горла
Эфиопия – родина действительно страшных обычаев. Здесь практикуют массаж матки во время родов: живот женщины изо всех сил мнут и сжимают. Это приводит к разрывам матки. Чтобы легче отошла плацента, горло роженицы прижигают раскаленным железом. Как вариант – изо всех сил трясут женщин, стараясь вытряхнуть из нее послед. Но по сравнению с тем, что здесь до сих пор практикуют женское обрезание, это кажется мелочью. В некоторых общинах после этой жуткой процедуры девочкам просто зашивают половые органы, оставляя маленькое отверстие, чтобы мужчине было приятнее. Во время родов шрам рассекают, после зашивают снова.
6. «Выпекание» ребенка
И снова наш родной обычай. Если ребенок появился на свет раньше времени или был очень слабым, то его отправляли «дозревать» в печь. Обмазанное ржаным тестом дитятко укладывали на хлебную лопату, привязывали его к ней и трижды отправляли на короткое время в теплую (не горячую!) печь, в которой нет огня. В одних местах это поручалось бабушке-повитухе, в других – самой матери, в третьих – самой старой женщине в селении. Считалось, что женская утроба – это тоже печь. Просто иногда она не очень хорошо «выпекает» ребенка.
7. Лжепохороны ребенка
У некоторых неславянских народов проводился обряд имитирования похорон. Это делалось, если ребенок был очень слабым. Мать покрывала дитя белым покровом и, держа над ним зажженную свечу, курила ладаном. Все выглядело, будто в доме кто-то умер. Считалось, что об этом же подумает и смерть, которая послана за ребенком. А раз он умер, то уже не коснется его.
В России тоже боялись, что за ребенком придут сразу после рождения. Но не смерть, а черти. Поэтому роженице не давали спать – она должна была смотреть во все глаза, чтобы малыша не стащили бесы.
Комментарии