
«Для своих студентов
— Саша, спектакль «Капитанская дочка» в Губернском театре — это ваш дебют на большой сцене. Помните свои чувства, когда вам предложили сыграть главную роль Маши?
— Конечно, помню
— Вы замечали, что Безруков вас как-то выделяет? Бывает же по-разному: либо хвалит, либо ругает…
— Сергей Витальевич ко всем студентам относится одинаково. Мы же все его дети, он всех нас тщательно выбирал при поступлении во ВГИК. У него точно нет любимчиков. Он каждому старается уделить внимание, научить, подсказать, объяснить. К нему можно подойти, что-то спросить — он всегда поможет. Для своих студентов он делает очень много, как ни один другой мастер. Он — лучший! На нашем курсе все студенты, например, учатся бесплатно, хотя бюджетных мест не так много. Сергей Витальевич нашел спонсоров, чтобы они оплачивали обучение. Однажды он сказал, что сам учился на бюджетном отделении и хочет, чтобы у его студентов не было такого разделения: кто-то платит, а кто-то нет. У всех должны быть равные условия.
— А кто еще из ваших сокурсников попал в этот спектакль?
— Практически все наши мальчишки. Они играют казаков. Их появление на сцене создает невероятную атмосферу. Я вообще считаю, что в нашем спектакле нет главных и неглавных героев. Все актеры друг друга дополняют. Наша игра не была бы такой эффектной, если бы не было ребят-казаков, и наоборот.
Интересный факт
Александра Лукьянова снялась
в фильме «Плевако» у Анны Матисон, который выйдет осенью. Роль
легендарного адвоката и юриста сыграл

— А девушки?
— Нет. Я единственная из представительниц женского пола нашего курса попала в спектакль. Конечно, это тоже испытание. Я чувствовала, что не все в восторге. И я их понимаю. В лицо свое недовольство мне никто не высказывал. Так еще совпало, что в институте мы с педагогом по сценической речи ставили спектакль «Руслан и Людмила» и меня взяли на главную роль. И конечно же девчонки немножечко язвили: «Ты и Людмила, и капитанская дочка». Вообще у нас очень дружный курс, такая настоящая команда. Но актерская профессия — это лотерея, об этом нам тоже всегда напоминает наш мастер. Главное — быть готовым, не унывать и не упустить свой шанс, когда он придет. Мне повезло сейчас, другим повезет потом.
— Вы не боялись не справиться? Все же главная роль, Безруков, Губернский театр…
— Было очень страшно, что подведу своего мастера. Когда Сергей Витальевич подходил ко мне на репетициях, я говорила: «Очень боюсь вас разочаровать. Мне страшно». На это он отвечал: «Саша, не бойся, просто делай, просто проживай, почувствуй ситуацию своей героини, и все будет хорошо». Он всегда поддерживал, говорил, что все у меня получается.
— А были ли какие-нибудь трудности? Может, что-то не давалось?
— Наверное, самое сложное — плакать на каждой репетиции, а их на протяжении двух месяцев каждый день было по несколько. Сергей Витальевич говорил: «Саша, нужно потерпеть. Если ты дашь себе отдохнуть на какой-нибудь репетиции, скажешь, вот я вчера плакала, сегодня не буду, то потом привыкнешь. А если привыкнешь не плакать, это зафиксирует твой организм, и ты уже не будешь чувствовать то, что чувствуешь». И я, конечно, это прекрасно понимала. На последней репетиции перед показом казалось, что слез уже нет. Но я брала себя в руки и выполняла свою работу.
— Я знаю, что у актеров есть разные капли и мази, которые вызывают слезы…

— Сергей Витальевич нам все это запрещает: «Не дай бог, вообще не пользуйтесь этим, а то привыкнете». И он прав. Таким способом мы обманываем зрителя. Зачем? Если пользоваться разными каплями, создать себе фальшивые слезы, то в чем моя работа как актрисы? Мне и самой такая игра не интересна. Конечно, психологически, эмоционально это тяжело. Но такая уж у нас профессия, знали, куда шли. А еще Сергей Витальевич говорит, что слезы — это не самоцель. Мы погружаемся в обстоятельства нашего героя, представляем, проживаем. И слезы сами появляются.
— Расскажите о вашей героине. Изменилось ли ваше восприятие Маши Мироновой, когда вам довелось ее играть?
— В первый раз «Капитанскую дочку» я прочитала в восьмом классе. И главная героиня мне показалась тихой, боязливой. Сергей Витальевич же в своем спектакле сделал Машу сильной девчонкой, которая ради любимого готова на все. Мне кажется, это правильно. Было очень интересно играть.
— Вашим партнером стал Олег Савостюк. Быстро нашли общий язык?
— Да, мы быстро подружились. Для Олега роль Гринева — это тоже дебют на большой сцене. У нас сложился отличный творческий дуэт. Сергей Витальевич остался доволен нашей работой.
— Саша, а помните ваше самое первое знакомство с Сергеем Безруковым?
— Да, это был первый тур. В аудиторию нас запускали пятерками. Сергей Витальевич сидел в комиссии. Я не ожидала его увидеть, потому что обычно мастера не присутствуют на первых турах, а вот он был и тщательно всех отсматривал, выбирал. Конечно, я переживала, потому что очень хотела к нему поступить. И он меня спросил: «А как вас зовут?» — «Саша». — «Сколько вам лет?» — «Мне семнадцать». Он удивился: «А выглядишь лет на четырнадцать. Боже мой, в первый раз такое вижу». Все посмеялись. Я прочитала свою программу. Нашу пятерку отпустили, мы пошли к выходу, и тут Сергей Витальевич говорит: «Самара, останься». А я из Самары приехала. Он продолжает: «Ты проходишь во второй тур». А к нему на второй тур попасть просто нереально, и все абитуриенты об этом знали. Это было что-то невероятное. И я прямо там, перед комиссией, расплакалась. А потом говорю: «Сергей Витальевич, можно вас обнять?» Я и всех остальных там обняла. Вне себя была от радости.

— Представляю, какие вы испытали эмоции, когда поступили…
— После всех туров Сергей Витальевич нас, оставшихся абитуриентов, по одному вызывал в аудиторию. Помню, я сидела на стуле перед комиссией, они меня о чем-то спрашивали. А потом Безруков сказал: «Ну все, я беру тебя на курс на бюджет». Я опять расплакалась. Ну конечно уже не так сильно, но все равно… Я была просто в шоке, не верила в происходящее.
— Саша, а почему вы решили стать актрисой и поступать в московский вуз?
— Я с детства мечтала стать актрисой. Вот как сыграла в детском саду Золотую рыбку — с тех самых пор и мечтала. В школе играла в спектаклях, участвовала в разных конкурсах. Мне было это все очень интересно. В осознанном возрасте я уже знала, что буду поступать в театральный. И родителям сказала, что поеду в Москву. Папа еще тогда шутил: «Ой, кто тебя в этой Москве ждет!» Родители меня отпустили. Переживали, но видели мою решительность.
— А как вы готовились к поступлению?
— Самостоятельно. Выбрала себе программу и работала. Единственное, за полгода до поступления брала уроки по вокалу. Узнала, что на экзамене придется еще и петь. А я вообще не поющий человек. Но я нашла в Самаре педагога по вокалу и подготовила песню.
— Сложно учиться во ВГИКе?

— Первый год было очень сложно, потому что я не привыкла к такому графику: с семи утра до одиннадцати вечера в институте. Мне трудно давались занятия речью. У нас очень требовательный педагог, мы речью занимались по пять-шесть часов в день. А на втором курсе у нас стало просто двенадцать часов речи, с утра и до ночи речь, речь и речь. Но через несколько месяцев привыкаешь, и это становится нормой. На первом курсе было еще сложно, потому что я уехала из дома. Очень скучала по родителям. Первый год старалась летать домой, когда у нас появлялось хотя бы два выходных.
— Саша, вы же еще снялись в картине Анны Матисон «Плевако». Проходили пробы?
— Да, на мою роль пробовались три девчонки с курса. Я сыграла девушку, которая притворилась бедной, несчастной, чтобы украсть у Плевако важные бумаги. И там тоже нужны были слезы, а на площадке это сделать труднее. В кино нет времени, чтобы настроиться, нужно по команде сыграть. В «Плевако» много кто из наших ребят снимается. Сергей Витальевич предложил всему курсу прийти и попробоваться. Он всех пытался взять в сериал, хотя бы на какую-то эпизодическую роль. «Плевако» выйдет осенью, мы очень ждем премьеры.
— Как вы распорядились гонораром?
— Добавила немного и купила себе телефон. Это были мои первые деньги, заработанные в кино. Очень необычные и приятные ощущения.
— Вы себя больше видите в кино или в театре? Как бы вы хотели развивать свою карьеру?
— Мне в театре больше нравится. На сцене можно прожить маленькую жизнь другого человека от начала до конца, прочувствовать все эмоции. А в кино так не получается. Мне кажется, театр держит артиста в тонусе.
Комментарии