О новом фильме, самоиронии и внучке — в интервью
В этом году Алексей Гуськов отметил юбилей — 60 лет. И отдыхать не торопится. Напротив, работы в последнее время так много, что его график расписан на месяцы вперед. На днях состоится премьера ироничного комедийного фильма «Вечная жизнь Александра Христофорова», где Алексей сыграл главную роль. А еще в этой картине снимается его супруга Лидия Вележева, с которой Гуськов не так часто появляется вместе на экране.
— Что для вас эта новая работа?
Алексей Гуськов: В этом фильме я — исполнитель главной роли, продюсер и соавтор сценария. Потому, конечно, он для меня очень важен. Продюсерские работы у меня случаются не так часто, это всегда очень личные мои высказывания и размышления
Лидия Вележева: Это была возможность получить удовольствие на площадке с хорошими партнерами. Причем многие удивляются тому факту, что у меня роль в этой картине небольшая. Отвечаю, что тут у всех роли небольшие. Звезда одна — это Гуськов. Просто Леша с режиссером Евгением Шелякиным предложили поддержать, я и поддержала. Мне очень понравился сценарий. Роль хорошая, небольшая, а такие всегда интересно играть. Знаете, как говорила Раневская, «развернуться негде, королевство маловато». В этом и сложность. В маленьком персонаже, который не так часто появляется на экране, очень сложно передать его образ. Поэтому я всегда говорю, что маленьких ролей не бывает, а хорошая работа с хорошими режиссерами и партнерами — дорогого стоит. Я играю бывшую жену Александра Христофорова. Это женщина, ушедшая от человека, который не оправдал ее ожиданий.

— Этот фильм снят в жанре комедии. Необычно видеть вас в таких неожиданных образах. Алексей, вам захотелось иронии, в том числе и над самим собой?
Алексей: Давно уже сказано, что все самые большие глупости делаются с самым серьезным лицом. Нам вообще сейчас не хватает иронии и самоиронии. Одна из моих недавних итальянских картин называется «Исповедь». Снял ее итальянский режиссер Роберто Андо. Есть такой жанр политического кинопамфлета, в котором он много работает. В этом фильме, где он высмеивает механизм заключения важнейших договоров на межгосударственном уровне, я играл некий собирательный образ русского министра, и у меня были замечательные зарубежные партнеры — Даниэль Отой, Тони Сервилло, Мари-Жозе Кроз, Моритц Бляйбтрой, Пьерфранческо Фавино, которые играли представителей других государств. И когда мы сели в кадре за стол переговоров, у нас получился саммит G8. И они все посмотрели на меня и сказали: «Так у нас же сейчас G7, без России». На что Андо ответил: «Ну и что, сейчас G7, потом будет G12 или G5, но без России все равно ничего не решается». С серьезными лицами делается самая большая ерунда, самый большой абсурд. Меня, выросшего и закончившего школу в Киеве, кто-то с серьезным лицом занес на какой-то сайт, и теперь я не могу отвезти свою маму на могилу отца, похороненного в Киеве на Байковом кладбище. Я сейчас коснулся очень больших вещей, но и об этом хочется сказать. И если вернуться к фильму, то я думаю, что даже над очень серьезной темой можно посмеяться. Никого не обижая и не задевая, но отнесясь к жизни и всему, что в ней приключается, с юмором.
— А вообще комедийный жанр близок вам?
Алексей: Иногда мне кажется, что вся моя жизнь — комедия. (Смеется.)
Лидия: Да, я люблю комедию. Мне нравится играть в ее рамках. Мне это интересно. Другое дело, что мне, как правило, «везет» на женщин-вамп, женщин силы, женщин власти. Я очень благодарна Петру Наумовичу Фоменко, который дал мне противоположный образ — Любовь Ивановну Отрадину в «Без вины виноватые» — мягкую, ранимую, любящую. Это другой полис, другой характер. Конечно, мне нравится, как любой актрисе, быть разноплановой. Жаль, судьба не всегда дает такую возможность.
— Роли полностью совпали с вашим видением их? Или пришлось дорабатывать вместе с режиссером характеры, отношение к происходящему?
Алексей: Кастинг — это такая «нутряная» история, от слова «нутро», где-то на уровне поджелудочной железы. Потому что все режиссеры, до единого, говорят, что удачный актерский кастинг — это 70 процентов успеха картины. Я признателен и благодарен всем своим коллегам, которые принимали участие в этой картине, в небольших, в средних и в больших ролях. Кастинг был очень прицельным и длинным. В итоге мы работали только с теми коллегами, которые всегда делали чуть больше, чем просто «нравится», активно участвовали и привносили свое. Как, например, Оксана Фандера, которая сама доработала и дополнила свою роль, предлагая какие-то новые сцены, которые мы просто снимали дополнительно. То есть, это было настоящее соавторство.
— Как вы вообще привыкли работать с режиссером? Вы не против полностью отдаться в его руки? Или отстаиваете свои принципы, спорите с ним?
Алексей: Я воспитан в определенных традициях отношений режиссера и актера. Актер, безусловно, до какого-то момента — соавтор. Но дальше он обязан выполнить то, что просит режиссер, хотя у актера есть право попросить актерский дубль. Я расскажу пример со съемок французского фильма «Концерт». Когда у нас в Париже прошла первая читка, режиссер сказал: «Вот мы все прочитали, вы услышали мои комментарии, а я жду от вас дополнений, возражений и ваших идей». Мы все уехали, кто-то что-то придумал, кто-то — нет, затем была вторая читка, где наши дополнения были внесены, что-то из сценария убрано, либо режиссер попросил оставить как есть, объяснив, почему и что он имел в виду. Но когда на третий съемочный день он попросил одного из моих коллег произнести реплику, написанную в сценарии, коллега отказался, сказав, что, когда мы сидели за столом, это была одна история, а сейчас она выглядит по-другому. Режиссер еще раз попросил его, но коллега отказался: не буду говорить. Съемка остановилась, к моему коллеге подбежал продюсер и показал ему страницу его контракта, где было написано, что актер обязан говорить утвержденный сценарий и выполнять требования режиссера. Затем перевернул 13 страниц, показал место, где написаны санкции в случае, если актер окажется это делать, и спросил: «Ну что, работаем дальше или останавливаемся?» После этого все вопросы, какие отношения существуют на съемочной площадке между режиссером и актером, для меня были сняты. Другое дело, что, к сожалению, режиссеров с такой требовательностью к себе, как Раду Михайлеану, не так много, и всякое бывает. Но я воспитан в такой системе координат. В любом случае, если у меня возникают сомнения, я прошу сделать так называемые актерские дубли или что-то другое.
Лидия: Я всегда живу с девизом: «С режиссером не спорят, режиссеру показывают!» Если я вижу в том, что предлагает мне режиссер, что-то не то, понимаю, что могла бы это сыграть иначе, по-другому, я не на словах предлагаю, я показываю. И если он это принимает, работа идет быстрее. Показала, понравилось, утвердил. Нет — пошли дальше. И если я уже дала согласие на роль, если я пошла с ним в так называемое плавание, то он — капитан корабля. Но это не означает безоговорочного подчинения, как властелину, это процесс творческий, он обсуждаемый. Главное — доверять. Без доверия ничего нет, что в жизни, что на работе. Доверие — это очень важное качество. Я вообще радуюсь за наш кинематограф последних лет. Пришло очень много талантливых молодых режиссеров. И Женя Шелякин — один из них. Мне было с ним очень легко. Причем он очень интеллигентный, эрудированный человек, он не прессует актеров. Подбирает нужные слова в нужной интонации. Он психолог. И ты тут же все понимаешь и тут же все делаешь. Я получила колоссальное удовольствие, работая с ним на площадке.
— Актерский ансамбль состоит из старшего поколения и молодежи. Как они находили общий язык? Старшие помогали младшим?
Алексей: Что значит «помогали»? У нас все профессионалы. Если кто-то задавал вопросы, то, конечно же, получал ответы. А так, выходя на съемочную площадку или на первую репетицию, мы все равны. Все в одинаковых условиях.
Лидия: Я из тех актрис, которые если в работе в паре с молодым партнером видят, что тот немного заблуждается в решении данной сцены, могут аккуратно подсказать. Но это если режиссер не найдет нужных слов. Иногда сами спрашивают. Иногда кто-то не хочет ничего слышать. Это все индивидуально. Но я стараюсь не обижать своих партнеров. Даже если вижу, что он идет не туда, я тактично и мягко попытаюсь сделать так, чтобы он пришел к мнению, которое мне бы хотелось увидеть. Чтобы он понял, чего от него в данной сцене хотят. Актеры, они все ранимые. И лезть в чужую кухню чужой роли я просто не имею права. Если спросят совет, я дам.
— Ваше отношение к партнеру?
Алексей: Святое. Но мой учитель Евгений Александрович Евстигнеев говорил: «Бойся слабого партнера, беги от него, иди только к сильному. Потому что слабый тебя размажет по плоскости. Потянет вниз. А сильный партнер потащит тебя вверх. И каботинство актерское приведет только к звенящей пустоте и потере вкуса». Вообще, обучаемость — это залог того, что актер жив. Есть такое определение у актера — живой. Он живой, если он постоянно обучается. Как пример, я столкнулся сейчас на сцене с абсолютным мастером, но в том роде искусства, которым я никогда не занимался. Говорю я о Геннадии Викторовиче Хазанове. Когда даже словосочетание «высокая эстрада» не хочется применять. Оно неприменимо к Хазанову так же, как и по отношению к Аркадию Исааковичу Райкину. Это мастер миниатюры. Это другой способ перевоплощения, когда речь также является характером. И первое, что я хочу сказать после совместной работы с ним, это то, что я очень признателен за возможность поработать с актером, у которого есть такая высочайшая культура слова. Это очень большое мастерство.
Лидия: Я бы хотела вслед за Лешей повторить слова Евгения Александровича Евстигнеева, лучше не скажешь.
— Почему у героев в вашей новой картине такие необычные имена — Марго, Соломон, Николь?
Алексей: Действие фильма происходит в наши дни в парке исторических аттракционов. Парк находится в крепости, которой более двух с половиной тысяч лет. И сама история — универсальная, могла приключиться с кем угодно и всюду. Поэтому нам хотелось уйти от национальных примет, от примет времени. Мы даже специально чуть путаем зрителя, когда в начале фильма мой герой лежит в римских доспехах, а к нему подходит римлянка с айфоном. И делает селфи. История универсальная, потому что природа человека «вневременна» и «вненациональна». Когда я позвонил Станиславу Андреевичу Любшину, чтобы пригласить его на роль Целителя, почти Бога, я сказал: «Станислав Андреевич, ваш герой тридцать лет назад был в ситуации моего персонажа, а мой герой через тридцать лет станет вами».
— Говорят, похудела для роли на 12 кг. А на что вы пошли ради этого проекта?
Алексей: У вас неверная информация. Оксана всегда прекрасно выглядела и была стройна. Она похудела лет в 18, другой я ее никогда и не видел. А на что пошел лично я? Например, когда я начал заниматься выпуском фильма, мне пришлось, начиная с февраля, в своей жизни все другое приостановить. И к своему нормальному существованию я смогу вернуться только по окончании второй недели проката, после релиза, то есть, в начале ноября.
— Вообще на что вы готовы пойти ради понравившейся роли?
Алексей: На что я могу пойти как актер? Ну пусть придет роль, тогда и посмотрим. Ведь похудеть, потолстеть, побриться наголо или отрастить волосы, быть с бородой или без — это больше имеет отношение к работе. Потому что в выражении «на что пойти» звучит какая-то жертвенность. Пойти на что-то в качестве «жертвы»? Да ни на что. А вот ради интереса к роли я готов сделать с собой практически все.
— Есть ли какие-нибудь табу? То, на что вы никогда не согласитесь на съемках?
Алексей: Если я уже согласился сниматься, то я делаю все. А до этого есть вещи, например, из разряда морально-этических норм. Я отказался от роли в недавно вышедшем фильме «Курск». Потому что не хотелось делать «клюкву» на материале большой трагедии. Такие фильмы можно делать только при участии России. А взгляд со стороны на чужую боль, на трагедию не только для людей этой страны, но и для государства, никогда не будет эмоционально-художественной правдой. Я не хочу в этом участвовать, потому что я знаю, это будет плохо. Что же касается других табу… Например, мог бы я сыграть в фильме, например, «Нимфоманка»? Ну не нимфоманку, конечно, а тогда уже нимфомана? Если это Ларс фон Триер, то я к нему пойду, да. Шарлотт Гинзбур — высочайшего уровня актриса, она делала у Триера что-то необычное. Я не помню ее обнаженной, я смотрел фильм совершенно о другом и обращал внимание на иное. Потому что есть пошлость, а есть не пошлость. Вопросы секса интересуют людей с возраста детского сада вплоть до самого финала. Есть вопросы смерти, есть вопросы человеческих некрасивостей. И если говорить о таких вещах, то я могу пойти на все. Но в такие истории надо идти с проверенными людьми.
— Все актеры, принимавшие участие в проекте, говорят, что Алексей Гуськов создал удивительную атмосферу, почти домашнюю, на съемочной площадке. В чем это выражалось?
Алексей: Они все создали эту атмосферу своим участием в проекте. Я в данном случае, повторюсь, последний участник данного процесса. При хорошей подготовке к съемкам и включении в команду только тех людей, которые относятся к фильму чуть лучше, чем просто к очередному проекту, и готовы участвовать в ним больше, чем написано у них в договоре, то так оно и происходит.
— Лидия, вы не претендовали на главную женскую роль? Ведь когда муж — продюсер, то, по всеобщему мнению, это гарантированная главная партия в проекте.
Лидия: В нашем случае, как вы видите, этого нет. Мои роли, они меня найдут. Да и не нужно было этому фильму. Я никогда и ничего ни у кого не отбирала. И никогда не просила у Леши, чтобы он меня снял или написал под меня, заказал сценарий — никогда!
— Даже на кухне дома не спрашивали супруга: «А ты меня не видишь в этой роли?»
Лидия: Никогда! Леша знает мою позицию.
— В фильме «Вечная жизнь Александра Христофорова» вы снимаетесь в картине вместе. Какие плюсы или минусы в совместной работе супругов-актеров?
Лидия: У нас нет ни плюсов, ни минусов. Есть просто работа. Нет такого: это мой муж, это моя жена. Мы партнеры. У нас даже вагончики разные, и мы можем не пересекаться. Мы — абсолютно две самостоятельные единицы.
— Работа заканчивается на съемочной площадке, или вы переносите обсуждение ролей и произошедшего домой?
Лидия: Дома мы ничего не обсуждаем. Сыграли, поблагодарили — и все. Если возникают нюансы, решаем попробовать по-другому, но тут же. У нас нет обсуждений, сидя дома за чашкой чая.
— Вы помогаете друг другу готовиться к роли, если в этом присутствует необходимость?
Лидия: Помогаем в актерских подсказках, честности высказывания мнения. Мы прислушиваемся друг к другу. И когда Леша начинает: «А вот мне показалось…», это воспринимается без обиды. И я пробую, если понимаю, что он прав. Даже если не чувствую, что он прав, тоже пробую. Ведь зачастую мы все ошибаемся. Тебе же дается шанс посмотреть под другим углом. Я всегда люблю смотреть со стороны. Были великие актеры, которые любили второй состав, наблюдали за своей ролью в исполнении другого. Очень много того, что видишь со стороны. Почему и артисту нужен режиссер, актер может наиграть всего чего хотите. (Смеется.) А режиссеру нужно другое, потому что он видит объем. У него калейдоскоп уже сложен. И при этом я абсолютно независтливый человек. Иногда даже коллеги удивлялись, как я могу так спокойно роли отдавать. А если я не вижу себя в этой роли, что роль не моя, не хочу цепляться за нее зубами. Зачем? У меня в кино была ситуация, когда мне позвонил режиссер и предложил прочитать сценарий. Прочитала. Понравился очень. Но Леше сказала, что это не моя роль. Он ответил: «Фантастика! Тебе такой режиссер предлагает роль, а ты…»
— А что делаете, если кому-то из вас не нравится роль другого или образ?
Лидия: У нас такого вообще не было ни разу, чтобы мне не понравилась его роль, а ему — моя. Мы очень в этом плане с Лешей избирательны — где, что, чего и у кого. Бывает, читаешь — потрясающий сценарий, подписываешь договор, приходишь на площадку, бах, и все на глазах рушится, потому что не те партнеры, не та локация, ну и другие нюансы. Но за своего персонажа ты отвечаешь, будь то театр, полный метр или сериал. Поэтому я всегда с отдачей отношусь к своей роли. У меня нет такого, чтобы левой ногой сделать и заработать денег.
— Когда возникает усталость, как выдыхаете?
Алексей: Уезжаю на дачу. Гуляю с собакой. Провожу время с семьей.
Лидия: По-разному. Я очень люблю свой дом. Обожаю, как и Леша, нашу дачу. Мы любим звать туда наших друзей. Могу, как обычная женщина, пройтись по магазинам. Купить подарки своей внучке, которую я обожаю. Если есть время, то, конечно же, еду к ней. Я с ней просто отдыхаю, заново рождаюсь. Нет такого: села и полетела в теплые края. Нет времени. Я бы с удовольствием. Но невозможно порой найти в своем графике хотя бы неделю.
— Вы постоянно вместе. Усталость друг от друга не возникает?
— Нет. Любой человек устает от любого общения, от каждодневных репетиций и т. д. Но надо понимать: есть недопонимание, а есть усталость друг от друга. У нас ее просто нет.
— Два актера в семье — это много или мало?
Лидия: У нас три актера в семье. (Смеется.) Мы просто на этом не акцентируем внимания. Каждый выбирает по себе — женщину, религию, дорогу. А самое главное в нашей профессии, чтобы не было зависти. Как только появляется это чувство, все рассыпается.
— У вас два сына. Один выбрал актерство, другой — продюсерство. Вы были не против?
Лидия: Нет. Я понимала, что не буду отговаривать, какую бы профессию они ни выбрали. Главное — чтобы им нравилось. Если человек выбрал по себе, тогда и будет результат. Родители должны давать свободу выбора. А как у них дальше сложится — это только их заслуга. Старший сын — Володя — актер, работает в театре им.Маяковского. Младший — Дмитрий — закончил продюсерский, а потом поступил в Высшую школу экономики. Получает сейчас второе высшее образование.
— У вас ведь уже и внучка?
Лидия: Да, Стефания, ей два с половиной года. Это мое счастье, после двух мальчишек. Мы так были счастливы, что в нашей семье появилась девочка. Как говорят, первый ребенок — это последняя кукла, а первая внучка — это первый ребенок.
— А есть время общаться с ней столько, сколько хотите?
Лидия: Нет, конечно. По возможности. У меня и невестка — актриса «Театра Луны» — Александра Гуськова. Замечательная, удивительная, прекрасная. Володя, сын, снимается, и она работает. Когда они на съемках и нужно с внучкой посидеть, приезжаю. Получаю удовольствие вдвойне. Помогаю им и провожу время со Стешей. Это замечательные минуты. Вот буквально. Сижу, смотрю на нее и думаю: «Боже, вот бегает мое счастье!» Я вижу, как она меня любит, как скучает, вижу, как тянется ко мне, гладит, когда я сплю, целует меня. У нас с ней любовь.
— Ей вы тоже не будете помогать, если решит пойти в артистки?
Лидия: Ну, мы же уже об этом говорили, мы и сыновьям не помогали и не мешали в выборе профессии. Я буду уважать любой ее выбор.
— Алексей, ваше отношению к возрасту? В этом году вам исполнилось 60, что меняется в отношении к профессии?
Алексей: Ничего не меняется. Я рад тому, что у меня есть предложения, и они интересные. Рад тому, что могу кому-то отказать, потому что я уже делал подобное, что-то подобное уже играл. Сейчас у меня есть право отказать. Безусловно, отказать достойно и культурно.
— Вы лукавите или действительно воспринимаете возраст спокойно?
Алексей: Нет, не лукавлю. Я, честно говоря, даже не ощущаю возраста, либо не понимаю этого. Это надо к зеркалу подойти. (Смеется.) Или просто встретиться со сверстниками. Тогда сразу видно, что мы немного поменялись.
— Ваши дети разделяют хобби папы — карате?
Лидия: Они долго ходили с ним вместе на занятия. Им это очень нравилось. Но потом нашли какие-то другие секции. Они, конечно, не добились успехов папы. У папы черный пояс, а у них, кажется, зеленый. Давно это было, еще в 90-е.
— Вся семья собирается часто за большим столом?
Лидия: Нет, это мы не практикуем. Не потому что не хотим, просто у нас не получается. Мы даже все вместе на телепрограмму, если зовут, прийти не можем, не получается собраться вместе. У всех, к счастью, есть работа. Все востребованы.
— Сейчас все увлекаются ЗОЖем, как у вас с этим?
Лидия: Я курю, вот такой у меня здоровый образ жизни. (Смеется.) Может быть, это отголоски юности, когда я занималась гандболом, танцами, спортом, тяги нет совсем. ЗОЖ для меня — это дача, свежий воздух, тишина, какое-то уединение или, наоборот, приезд друзей, с которыми мы отдыхаем.
— Но вы в прекрасной форме.
Лидия: Гены. Спасибо маме с папой. Маме за семьдесят, но она абсолютно не выглядит на свои годы. Молодая, красивая женщина. И я совершенно не скрываю свой возраст, разменяв шестой десяток. Возможно, от того, что мне постоянно делают комплименты, и я получаю удовольствие от того, что все удивляются. Поэтому у меня нет такого: «Ой, не спрашивайте, сколько мне лет!» Тем более, сегодня несложно залезть в интернет и посмотреть. И я очень рада, когда меня называют бабушкой. Я горжусь этим. Я не из тех, которые просят называть их по имени. Зачем, я же бабушка. Это теплое и замечательное слово.
Комментарии