Анна Ардова
«Это даже не обсуждалось, что Анна Андреевна, когда приезжает в Москву, останавливается у Ардовых и живет там, сколько хочет. Так было и в самые трудные годы, когда она не печаталась и у нее совсем не было средств. Неудивительно, что когда Ахматовой удалось заработать переводами крупную сумму, она дала Алексею Баталову деньги на первый автомобиль. Из всего младшего поколения семьи Алексей, наверное, был для нее самым любимым», — рассказывает актриса .
— Анна, Новый год — это ведь еще и время вспомнить о прошлом, о детстве. Вы в детстве часто бывали в знаменитой квартире вашего дедушки Виктора Ардова на Ордынке…
— Самым славным временем для этой квартиры было время детства моего отца, актера и режиссера Бориса Ардова. Папа говорил, что успел посидеть на коленях практически у всех писателей и поэтов Серебряного века
Ахматова была близкой подругой бабушки — Нины Антоновны. В семье сохранилась книга, которую буквально за несколько дней до смерти Ахматова вручила бабушке с подписью: «Моей Нине, которая все обо мне знает». С дедушкой Виктором Ефимовичем у Анны Андреевны тоже сложились добрые, ироничные отношения. Ардов позволял себе в шутку называть Ахматову тещей, мог по-доброму иронизировать над ее творчеством, мол, «если будет трудно — словарь рифм вон на той полке». Это даже не обсуждалось, что Анна Андреевна, когда приезжает в Москву, останавливается у Ардовых и живет там, сколько хочет.
«Помяните мое слово, она будет
гениальной актрисой!» — говорил обо мне дед». C Виктором
Ардовым. 1970-е гг.
«Поскольку у меня был настоящий
папа, то мне, маленькой, казалось, что про отчима
правильно сказать — «искусственный». С Игорем Старыгиным.
2000-е гг.
Так было и в самые трудные годы, когда она не печаталась и у нее совсем не было средств. Неудивительно, что когда Ахматовой удалось заработать переводами крупную сумму, она дала деньги на первый автомобиль. Из всего младшего поколения семьи Алексей, наверное, был для нее самым любимым. Он ведь Анне Андреевне и свою комнату уступил. Когда Баталов уже прославился и стал редко появляться дома, Ахматова, соскучившись по нему, сказала: «Как и все советские женщины, я хочу видеть Алексея Баталова!»
Анну Андреевну я уже не застала, но знаю, что меня назвали в ее честь. У бабушки с дедушкой я ночевала в ее комнате (бывшей «Алешиной») и удивлялась — какая же она маленькая! Ну вот просто ровно в одно окно! Умещалась там только очень узкая койка, и еще был небольшой столик, за которым работала Ахматова. Столик, кстати, сохранился и выставлен в мемориальном уголке поэтессы в Доме антикварной книги в Никитском переулке. Там можно увидеть и другие сохранившиеся вещи из квартиры Ардовых.
Второй бабушкиной подругой была Нора, она же актриса Вероника Витольдовна Полонская — последняя любовь Маяковского. Ее помню очень хорошо. Даже в пожилом возрасте она была изумительной, яркой красавицей. Всегда с прической, с маникюром, макияжем… Вероника Витольдовна демонстрировала исключительные манеры и знание этикета в любой ситуации, даже когда просто пила чай на кухне или играла в покер с бабушкой. (Эта давняя традиция в доме Ардовых сохранилась с сороковых годов. Играли почти всегда на деньги, хотя ставки были небольшими, засиживались за этим занятием до полуночи). То же самое, впрочем, можно сказать и о моей бабушке, тоже красавице, актрисе МХАТа (позже — режиссере в Театре Красной армии).
Недаром Осип Мандельштам, бывший их соседом, когда они жили в доме в Нащокинском переулке, когда увидел впервые Нину, всем говорил: «Красивая домработница у Ардова!» А потом, когда узнал, что она жена Виктора Ефимовича, то всем приезжающим говорил: «Хочешь я тебе покажу самую красивую барышню в Москве?» и спускался вместе с гостем к Ардовым. Звонил в дверь, говорил: «Здравствуйте, Ниночка!» Поворачивался к гостю: «Вот она!» А потом прощался и уходил... Бабушка была не только красавицей, но и хозяйство прекрасно вела. Она была удивительная, мудрая женщина, которая объединяла вокруг себя не только сыновей, внучек и внуков, но даже их бывших жен. И первая жена Баталова с дочерью Надей, и бывшие супруги моего отца с детьми — все приходили в этот дом. И бабушка, и дедушка говорили всегда: «Ради бога, выясняйте отношения, ссорьтесь, сходитесь, расходитесь. Но если любовные отношения закончились, это не значит, что нужно рушить человеческие. И уж конечно, дети страдать не должны, дети должны быть все вместе и все в доме».
«Когда я была ребенком,
два моих дяди — Алексей Баталов и Михаил Ардов — уже
давно жили отдельно. Но, конечно, они бывали
у бабушки с дедушкой» Братья (слева направо) Михаил Ардов
и Борис Ардов. Сидит: Алексей Баталов. 1990-е
гг.
Воспитание со стороны бабушки и дедушки отличалось своеобразием. Они никогда не говорили «сделай так» или «не делай так». Помню историю, которую мне рассказывала Люда Дмитриева, папина вторая жена. Она заходит, а бабушка ползает по полу и что-то ищет, а я сижу на стуле и говорю: «Давай ищи, ищи». Оказалось, что я уронила иголку, а бабушка ее искала. Невестка возмутилась: «Это же просто баловство, что же вы делаете, пусть она сама ищет». Бабушка повернулась и сказала: «Я хочу, чтобы она меня запомнила доброй». Еще бабушка могла сказать про мою подругу: «Посмотри на Алену, она по-настоящему интеллигентный человек, она думает о других». Все это тогда, возможно, не осознавалось, но запало в душу вместе с другими семейными ценностями.
— Вы со своим дядей Алексеем Баталовым в детстве общались?
— Когда я была ребенком, два моих дяди — (он приходился Виктору Ардову пасынком. — Прим. ред.) и Михаил Ардов — уже давно жили отдельно. Но, конечно, они бывали у бабушки с дедушкой. Обычная картина: дядя Леша во дворе дома на Ордынке возится со своей машиной. Тогда это уже была не первая, ахматовская «Победа», а «Волга». Один раз во время ремонта дяде понадобилась палка. Он пошел к мусорным бакам и неожиданно нашел в одном из них старую антикварную люстру начала XX века. В те времена такие вещи запросто выбрасывали. Баталов ее помыл, реконструировал и повесил у себя дома.
Еще помню такую сцену из раннего детства: меня никак не могут заставить поесть… Дело в том, что я очень плохо ела, была тощая, а тогда принято было ребенка заставлять, «пока не доешь, из-за стола не выйдешь». И вот сижу я унылая за столом, подходит дядя Леша и говорит: «А знаешь, как раньше дамы ели? Во-первых, они сидели прямо, на кончике стула, ножки были вместе, спинка прямая. На тарелку клали цветы, или вокруг были цветы». И он тут же нашел какие-то цветы, положил на тарелку… Потом говорит: «Ты держи вот так нож, вот так вилку…» Практически он и научил меня красиво есть.

Комментарии