Макроэкономическая нестабильность, геополитические риски и
контрсанкции доставили немало проблем российскому
транспортно-логистическому рынку. Но, несмотря на это некоторые
игроки смогли избежать ухудшения финансового состояния или даже
выиграли в условиях кризиса за счет диверсифицированного пула
клиентов, выхода на растущие рынки – например, e-commerce, новых
решений в сфере управления цепями поставок. Об этом пишут авторы
"Анализа состояния и перспектив развития рынка ТЛУ" РБК
Исследования рынков.
Основная составляющая транспортно-логистического рынка – грузоперевозки. Среди них лидируют перевозки по железным дорогам. Этот вид сохранит первое место и дальше, прогнозируют аналитики РБК
Другие виды транспорта – авиация и автомобили – развивают грузоперевозки быстрее. И даже в кризисные годы крупные представители этих секторов сохраняют финансовую стабильность и увеличивают сеть подразделений. Так, те же "Деловые Линии" Александра Богатикова за 2017 год открыли в России почти полсотни новых офисов.
В этом свете неудивительно, что в 2017-2018 году эти авто и авиатранспорт будут активно заходить в нишу железнодорожников. По прогнозу РБК, доля ЖД в грузоперевозках может сократиться с 91% в 2015 году до 60% в 2018 году (без учета трубопроводов).
Автомобильные перевозки буду развиваться как за счет международных направлений, так и за счет внутрироссийских маршрутов. Важнейшим драйвером будет рост внутреннего потребления. По прогнозам Минэкономразвития, оборот розничной торговли в 2017–2018 годах вырастет (на 1,2% и 3%), стремительно будет развиваться онлайн-ритейл.
Понимая это, многие логистические операторы стремительно наращивают клиентскую базу онлайн-игроков. Так, "Деловые Линии" нацелены на расширение сети малоформатных подразделений, предоставляющих услугу приема и выдачи грузов до 50 кг, в российских городах-миллионерах, пишет РБК.
Подобные планы направлены на расширение клиентской базы среди как корпоративных, так и физических лиц, осуществляющих интернет покупки. Таким образом, компания усиливает позиции в сегменте e-commerce.
В целом для коммерческих автомобильных грузоперевозок последние 2-3 года были довольно сложными. Однако 2017 год обещает стать переломным для рынка. Стабилизация реальных располагаемых доходов населения и активизация потребительского спроса на товары и услуги во второй половине 2017 года и далее будут способствовать росту рынка автомобильных перевозок. По итогам 2017 года ожидается рост рынка на 10,4%, а в2018 году – еще не 8,9%.
Одним из вызовов, которые могут помешать автомобильным перевозчикам добиться выдающихся результатов, может стать довольно старый автопарк. По данным Автостата, средний возраст парка крупнотоннажных и среднетоннажных грузовых автомобилей – 20 лет, при этом 65% автомобилей эксплуатируются свыше 15 лет. "Свежие" машины можно найти преимущественно у лидеров рынка.
Пока автомобильные грузоперевозки не демонстрируют опережающих темпов роста, скептичен аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов. Но грузовые авиаперевозки растут опережающими темпами. "Касаясь автотранспорта, я полагаю, что он просто еще не полностью адаптировался к системе "Платон". Когда такая адаптация произойдет, он вполне может ускорить темпы роста", – считает он.
Комментарии