13 октября состоится вторая осенняя презентация Apple. Там, скорее всего, покажут iPhone 12. Пару лет назад за выходом смартфонов Apple следовали очереди в магазины и внимание в Сети. Сейчас этого нет. Как изменилось отношение к iPhone и почему — в материале Лайфа.
iPhone SE — самый популярный смартфон в мире, но положение смартфонов Apple на мобильном рынке ухудшается. Компания выпускает мало моделей, это позволяет одному девайсу занимать большую долю рынка. Тем не менее общая доля Apple сокращается.
Отбросим пандемию и кризис мобильного рынка в целом
Культура потребления вокруг Apple тоже стагнирует. Раньше это было шоу, а в 2019 году в Москве на Тверской не выстроилась очередь за новым смартфоном компании. Это факт: Apple теряет лояльную аудиторию и постепенно уступает место конкурентам.
Как iPhone стал культовым. Стив Джобс создал индустрию смартфонов, какой мы её знаем
В 2007 году был представлен первый iPhone. Его особенность заключалась в отсутствии стилуса и возможности управлять сенсорным экраном с помощью пальцев. Основатель Apple Стив Джобс считал, что стилус — строго профессиональный аксессуар, в повседневном пользовании он лишь служит преградой между контентом и пользователем, её нужно убрать.

Фото © Justin Sullivan / Getty Images
И таким принципам Apple следовала во всём. Телефон должен быть компактным, чтобы им удобно было пользоваться одной рукой, интерфейс приложений должен имитировать материальные вещи, у дизайна не должно быть лишних элементов, прежде всего стоит думать о функциональности — все эти заветы действовали на iPhone. Так он стал законодателем трендов и маркой качества в мобильной индустрии.
Важно, что при этом он поменял её, разрушив и построив заново.
— Лидера от подражателя отличает инновационность. Время от времени появляется революционный продукт, который меняет всё. Поработать хотя бы над одним из таких — редкая удача. Apple очень повезло — мы представили несколько, — говорил Джобс.
При этом бизнесмен совершенно не опирался на предпочтения клиентов. По мнению Apple, люди любят привычное, задача компании — изменить культуру пользования устройствами. Поэтому он руководствовался мнением своим и команды.
— Нельзя спрашивать у клиентов, что им нужно, и затем пытаться предлагать им это. К тому моменту, когда у вас всё будет готово, они захотят чего-то нового, — считал Джобс.
iPhone перестал быть премиальным. Apple думает о прибыли и делает смартфоны доступнее
Последний год, когда Apple соблюдала завет насчёт инновационности, — 2017-й. Тогда iPhone X предложил революционную технологию Face ID и дизайн с чёлкой, ставший культовым. Сканер лица оказался настолько точным и надёжным, что позволил отказаться от датчика отпечатка пальца, хотя у всех Android-смартфонов это основной способ разблокировки. По дизайну же его склонировали все бренды Android-устройств, за исключением единиц вроде Samsung и Meizu.
На этом компания насытилась. Далее пошли маркетинговые решения, чтобы увеличить продажи. В 2018 году вышли iPhone XS, XS Max и XR. Революционным стал последний, но не за счёт инноваций, а за счёт позиционирования. Это был смартфон с урезанной функциональностью — он получил Face ID и современный корпус, но предложил одинарную камеру и экран IPS с низким разрешением. В итоге он стал самым популярным смартфоном в мире и показал: люди готовы покупать iPhone ради iOS и причастности к бренду.

IPhone XR. Фото © Stuart C. Wilson / Getty Images
В 2019 году вышел iPhone 11 и повторил путь XR — по цене и позиционированию это его точная копия. В 2020-м дебютировал второй SE, и он также стал самым популярным в мире. Только он уже сыграл на привычках пользователей — многие не желали отказываться от Touch ID, а это устройство предложило его.

Фото © Justin Sullivan / Getty Images
Этими тремя релизами компания сместила приоритеты. Ранее она активнее всего продвигала флагманскую модель iPhone, а прошлогодний был более доступной альтернативой. Место второго заняли XR, 11 и SE. Теперь iPhone 11 — выбор по умолчанию, SE — бюджетный вариант, а 11 Pro и 11 Pro Max — для тех, кто хочет самый дорогой айфон и максимальную функциональность.
Это показывают продажи: XR, 11 и SE уже были самыми популярными смартфонами в мире, ранее ими становились флагманские модели. Например, iPhone 6 и 6 Plus ставили рекорды в Японии, Китае и Южной Корее по выходу в продажу.
Мобильный рынок изменился. Apple теряет в нём статус
Переход на доступные айфоны — следствие, а не причина стагнации Apple. Всему виной другие факторы, ряд из которых не зависят от Apple.
Инновации слишком незаметные. Они есть, но вы не пользуетесь ими. iPhone 11, 11 Pro и 11 Pro Max получили чип U1 для более точной работы AirDrop. Этот чип позволяет определять расположение объектов с точностью до сантиметров. Возможно, благодаря ему умный дом станет работать в разы лучше, а кража устройств окажется бесполезной. Но это лишь перспективная, а пока бесполезная возможность. Чипы Apple лучше всех работают с дополненной реальностью, для неё же создан датчик LiDAR, но пока она используется лишь для развлечений, а не для реальных задач.
Отношения с Китаем. С приходом Дональда Трампа к власти в США между Штатами и Поднебесной началась торговая война. Кроме того, Трамп наложил санкции на Huawei. Жители Китая, в свою очередь, начали массово отказываться от iPhone на политической почве. А это второй по значимости рынок после США. Впрочем, доля компании в Поднебесной падала и до конфликта между государствами. По данным Reuters, рыночная доля Apple в премиальном сегменте сократилась с 81,2 до 54,6%.

Фото © Drew Angerer / Getty Images
Кроме того, китайские устройства более предпочтительны.
— Большинство китайских покупателей смартфонов не готовы заплатить за телефон более 1000 долларов. В связи с этим возник большой спрос в сегменте смартфонов стоимостью до 800 долларов, за который ухватились обеими руками китайские производители, — считает директор по исследованиям Counterpoint Нил Шах.
Развитие конкурентов. В начале развития конкурентом iPhone была Samsung. Во второй половине к ней добавились Xiaomi, Huawei, Meizu, OnePlus и другие китайские бренды. Они предложили устройства с оптимальным соотношением между ценой и качеством, позволив пользователям не переплачивать. Кроме того, они сформировали комьюнити: появился круг фанатов конкретного бренда, что привлекало людей и заставляло говорить об устройствах в медиа. Например, это Mi-фаны, поклонники Xiaomi.

Колебание курсов валют. Особенно касается России. Из-за повышения курса доллара iPhone становится всё менее доступным. Сильнее всего мы это ощутили в 2014 году, когда iPhone 6 подорожал с 32 000 до 60 000 рублей. Мы выяснили, сколько прожиточных минимумов требовалось для покупки iPhone в разные годы. В 2020 году понадобится восемь, тогда как ещё в 2013-м их требовалось около четырёх.
В 2020 году ситуация не изменится
Осенью 2020 года должны выйти сразу четыре модели iPhone: 12, 12 mini, 12 Pro и 12 Pro Max. Первые два будут последователями iPhone 11, третий и четвёртый — 11 Pro и 11 Pro Max. Нововведения: датчик liDAR у 12 Pro и 12 Pro Max, торцы корпуса будут острыми, а не скруглёнными.
Курс развития iPhone не поменяется: Apple продолжит ориентироваться на квартальные отчёты, прибыль и капитализацию. Для этого нужны высокие продажи и красивые слова на презентации, а инновации совершенно необязательны. Так что и революции ждать не стоит.
Продажи как минимум не упадут, а как максимум — поднимутся. Теперь компания предлагает сразу два смартфона в качестве базовых вариантов: побольше и поменьше. iPhone 12 получит диагональ экрана 6,1 дюйма, 12 mini — 5,4 дюйма. Так они охватят большее количество пользователей. Первый подойдёт для владельцев XR и моделей линейки Plus, а второй — для юзеров 6, 6S, 7 и 8. Теперь Apple пытается всем угодить, а не изменить мир.
Комментарии