Из провинции в лидеры рынка: федеральный автобизнес Ильи Бедерханова без дилерской сети

Звезды

2 Просмотры Откликов

Илья Бедерханов
Фото: личный архив

В то время как доля китайских автомобилей на российском рынке достигла рекордных 60% продаж, эксперты прогнозируют кризис отрасли и массовое закрытие автосалонов. Только за первый квартал 2025 года, по данным AutoNews, в России закрылись более 200 шоурумов китайских брендов – в три раза больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. На фоне охлаждения спроса, вызванного повышением утилизационного сбора и ростом ставок по кредитам, многие дилеры оказались в сложной ситуации. Мы поговорили с Ильей Бедерхановым, выдающейся фигурой на автомобильном рынке в России, соучредителем компании LikeAvto и членом правления Объединенного Союза Автоэкспертов о том, как его бизнес по импорту автомобилей не только выживает, но и растет в кризисное время, ежемесячно доставляя до 300 автомобилей из стран Азии. Благодаря его нестандартному подходу к развитию бизнеса, он смог построить масштабный федеральный проект без опоры на традиционную дилерскую сеть. Его компания за 4 года встала на передовую в сфере импорта. 

— В условиях массового ухода небольших китайских брендов с российского рынка, ваша компания, специализирующаяся на привозе автомобилей из Азии, показывает троекратный рост. Как вы превращаете рыночные сложности в конкурентные преимущества?

— Секрет прост: мы не привязаны к конкретным брендам, а делаем акцент на индивидуальном подборе оптимального автомобиля под каждого клиента. Уходят в основном компании с минимальными продажами, а мы создаем добавленную стоимость через полный цикл обслуживания – от анализа рынков Китая, Японии и Кореи до выездной диагностики, проверки истории, организации логистики и таможенного оформления. Главное достижение в том, что мы изменили потребительскую привычку: если раньше люди боялись заказывать автомобили из-за рубежа, то теперь, благодаря нашей прозрачной системе, они готовы ждать 2-3 месяца ради идеально подобранного автомобиля.

Илья Бедерханов
Фото: личный архив

— В вашем портфеле последовательно появлялись Япония, Корея, а теперь и Китай, причём не только новые, но и б/у автомобили. Почему вы сделали ставку на подержанные китайские авто, которые многие в России всё ещё считают небезопасной инвестицией?

— Каждое направление – это результат анализа потребностей клиентов и ограничений существующих рынков

Япония имеет географические лимиты из-за праворульных автомобилей, востребованных в основном на Дальнем Востоке. Корейское направление стало дорожать, и нам требовалась альтернатива для клиентов со средним чеком ниже 5 миллионов рублей. Китай предлагает огромные перспективы: там работают заводы мировых концернов, дороги в отличном состоянии, мягкий климат, и машины имеют небольшие пробеги из-за неразвитой культуры автопутешествий. Вызов был в создании уникальной системы проверок – я лично разработал процедуры, летал в командировки, выстраивал логистику и сейчас у нас есть штат специалистов в Китае, которые проводят углубленную диагностику каждого автомобиля.

Ваше назначение в правление Объединенного Союза Автоэкспертов совпало с радикальным изменением автомобильного ландшафта России. Какие профессиональные стандарты вы внедряете для адаптации отрасли к новым азиатским реалиям?

— Основная задача сейчас – стандартизировать работу с китайскими автомобилями, которые уже не ассоциируются с низким качеством, как было раньше. В ОСА мы формируем единые стандарты проверки и подбора машин, обучаем специалистов по всей России и повышаем прозрачность международных платежей и юридического оформления. После роста утилизационного сбора многие импортные схемы стали невыгодными, и наша задача – помочь участникам рынка адаптироваться к новой реальности без потери качества обслуживания клиентов.

Как вы добились органического роста своего YouTube-канала в эпоху, когда большинство компаний уверены, что без платного продвижения это невозможно?

— Как директор по PR и маркетингу, я принял решение полностью отказаться от платной рекламы и сосредоточиться на контентной стратегии. Мой ключевой принцип – давать аудитории ценность и знания, а не навязчиво предлагать услуги. Я выстроил систему производства видеоконтента, где мы разбираем реальные ситуации с импортом, объясняем технические нюансы разных моделей и показываем закулисье процесса. Эта стратегия дала впечатляющие результаты: созданный мной YouTube-канал за год достиг 265 тысяч подписчиков без единого рубля рекламных затрат. Такой подход позволил компании радикально снизить стоимость привлечения клиента по сравнению с конкурентами, которые продолжают зависеть от традиционной рекламы

Илья Бедерханов
Фото: личный архив

Вы планируете масштабировать LikeAvto через современную партнерскую сеть вместо традиционных франшиз. Как выглядит автомобильный бизнес будущего в вашем представлении?

— Мы видим будущее не в классических франшизах, а в создании современной партнерской сети, построенной на доверии, единых стандартах качества и передовых технологиях. Цель – обеспечить клиенту возможность не только заказать автомобиль онлайн, но и получить физическую поддержку в своем городе через партнерские точки и пункты выдачи. Это эволюционный шаг развития вашей компании – от сильного онлайн-бренда к осязаемому присутствию по всей стране без потери гибкости. Одновременно мы усиливаем позиции в странах Азии, развивая экспортные компании в Корее и Китае и выстраивая новые логистические маршруты, чтобы оставаться на шаг впереди рынка и предугадывать изменения потребительских предпочтений.

Если вы на своем примере доказали, что можно построить федеральный онлайн-бизнес в автомобильной сфере из провинциального города, какие три нестандартных совета вы дали бы начинающим предпринимателям, мечтающим повторить ваш путь?

— Инвестируйте в знания и системное управление – вместо фокуса только на продукте и продажах, вкладывайте в обучение, MBA и знания по всем аспектам бизнеса. И главное – будьте открытыми и делитесь экспертизой. Многие боятся, что конкуренты скопируют их подход, но чем больше вы делитесь знаниями, тем сильнее укрепляете свои позиции как эксперта, формируя доверие клиентов и партнеров, которое возвращается в виде новых возможностей. Успех приходит к тем, кто не следует трендам, а создает их и строит новые модели взаимодействия с клиентами.

Как Вы оцените?

0

ПРОГОЛОСОВАЛИ(0)

ПРОГОЛОСОВАЛИ: 0

Комментарии