Как Алексей Баталов сделал актрису из Ии Савиной

Звезды

433 Просмотры Откликов

Ия Саввина Ия Саввина в фильме «Дама с собачкой». 1960 г.

В эксклюзивном материале «7 Дней» — вспоминания Алексея Баталова, которые он озвучил при жизни о том, как он разглядел в студентке журфака, Ие Савиной, будущую актрису, а также статья, написанная самой Саввиной, где она рассказывает, как попала к Ефремову во МХАТ.  

«Ролан Быков был так восхищен игрой Саввиной и ее красотой, что почти сразу сделал ей предложение руки и сердца. Он не знал, что она уже два года замужем. А Ия была очень остра на язык. Она мгновенно отреагировала: «Мне нужно посоветоваться со своей свекровью

Я очень доверяю ей и дорожу ее мнением!»

В этом материале звучат два голоса. Самой Ии Саввиной (в написанной ею статье, которая хранилась в архивах МХАТа) и Алексея Баталова (который при жизни поделился с «7Д» своими воспоминаниями об Ие Сергеевне). Мало кто знает о том, что именно Баталов открыл Саввину как актрису, случайно увидев девушку в студенческом спектакле.

«Я согласна, но я же не актриса!» — предупредила Саввина

«Это было в самом конце 50-х годов, когда я готовился вместе с режиссером Иосифом Хейфицем к главной роли в фильме «Дама с собачкой», — вспоминал Алексей Баталов. — Можно уже было приступать к съемкам, а главной героини все не было! Ее искали несколько лет. Пробовались многие известные актрисы, но Хейфиц смотрел и расстраивался: «Все не то!» Причем он мог это сказать, лишь увидев актрису в съемочном павильоне. Мне казалось, он искал что-то особенное в их взглядах, что-то чеховское. И чтобы это было заметно уже при первой встрече... А я в ту пору много общался с Роланом Быковым, который только что гениально сыграл у меня в «Шинели» Акакия Акакиевича. Когда мы встречались, Ролан всякий раз с увлечением рассказывал о своих ребятах в студенческом театре при МГУ, которым он руководил. Ия мне потом говорила, что Ролан был так восхищен ее игрой и ее красотой, что очень быстро сделал ей предложение руки и сердца. Он не знал, что она уже два года замужем. (Первый муж актрисы — ученый Всеволод Шестаков, от которого она родила сына Сергея. — Прим. ред.) Ия же была очень остра на язык. И она мгновенно отреагировала: «Мне нужно посоветоваться со своей свекровью. Я очень доверяю ей и дорожу ее мнением». И Ролан все понял и не обиделся. В этом вся Ия: даже отказывать она умела очень деликатно...




Ия Саввина с Олегом Ефремовым «По воспоминаниям коллег-мхатовцев, всю жизнь Ию Сергеевну преследовали слухи о том, что она влюблена в Ефремова. Именно она, а не он!» С Олегом Ефремовым в спектакле «Утиная охота». 1979 г. Фото: Василий Егоров /ТАСС

Но тогда я ничего еще о ней не знал. Просто пришел к Ролану на студенческий спектакль. Все играли замечательно, например, там была юная Алла Демидова. Но когда я увидел на сцене Саввину, сразу почувствовал: она — это нечто особенное. Ия не из тех эффектных женщин, глядя которым вслед мужчины сворачивают головы. Она абсолютно простая, и красота у нее другая. Но взгляд почему-то останавливался именно на ней. Ия произносила свои реплики тихо-тихо, и хотя я сидел совсем близко к сцене, не все было слышно. Но это почему-то не раздражало. Не знаю, как это произошло, но когда закончился спектакль, я вдруг в один момент понял, что именно она — Дама с собачкой, которую мы так давно ищем. Нас познакомили, и я ей сразу сказал: «Хотите сниматься в картине по Чехову? Только нужно будет поехать в Ленинград, пройти пробы…» Ия очень удивилась. Пожала плечами: «Я вообще-то учусь на журналиста. Должна вас предупредить, я — не актриса…» Но я настаивал на своем: «Я точно знаю, вы — Дама с собачкой. Это главное. А больше ничего значения не имеет». До этого Ия ни разу в жизни не снималась в кино. С большими сомнениями и даже неверием в свои силы она согласилась поехать пробоваться.

Вернувшись домой, я вдруг забеспокоился. Может, Хейфицу Саввина совсем не понравится? А я уже пригласил ее на пробы! В тот же вечер позвонил Иосифу Ефимовичу: «Я ее видел! Это она, та самая актриса, которая нам нужна. Как две капли воды похожая на нашу Даму с собачкой». — «Как фамилия?» — «Она вам ничего не скажет, потому что актриса начинающая. Может приехать — вы сами все увидите». Появившись на пробах, Ия повела себя правильно. Она ни капли не рисовалась, не пыталась никого ввести в заблуждение. Сразу сказала режиссеру, что не знает даже, с какой стороны подойти к камере. Но Хейфица это не испугало. Он, как и я, в первую очередь обратил внимание на этот ее особенный взгляд. Он много и с большим терпением с ней репетировал, потому что тоже страстно захотел, чтоб ее утвердили — ведь были же еще чиновники, худсовет. Я в то время остановился на даче у Хейфица, потому что с жильем было плохо. И мы с Ией тоже без конца работали над сценами. Постепенно она осваивалась на съемочной площадке, уже позволяла себе шутить: «Я — лучшая актриса среди журналистов». Вообще, у нее было особое чувство юмора. Она шутила редко, но очень метко. Всего одна фраза, но четкая, отточенная, — и вся компания хохочет!




Ия Саввина «Ия не из тех эффектных женщин, глядя которым вслед мужчины сворачивают головы. Она абсолютно простая, и красота у нее другая. Но взгляд почему-то останавливался именно на ней» В фильме «Грешница». 1962 г. Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

Надо сказать, что Саввина временами вдруг уезжала в Москву, репетиции прерывались, а обычно строгий Хейфиц отпускал ее без звука. Я не знал почему, не вмешивался... Но однажды Ия сама мне все рассказала. (Саввина ухаживала за сыном, который родился с синдромом Дауна. — Прим. ред.) Меня потрясло не то, что у нее больной сын, а как она к этому относится. Она больше думала не о решении каких-то бытовых вопросов, а говорила о том, как у него должна сложиться жизнь... Человек с другим характером мог бы опустить руки, а Ия верила: «Мы с сыном будем учить стихи. Он прочитает всю классику, будет знать иностранные языки, разбираться в классической музыке, играть на пианино, рисовать картины...» И это были не просто слова или мечты. Она все время над этим работала. И ей все удалось, как я потом узнал… Когда у меня Машка родилась со своей бедой (у дочки Баталова с детства церебральный паралич. — Прим. ред.), то тоже встал вопрос: как ее развивать? Я, конечно, звонил Ие, советовался. Она отвечала: «Не сдавайтесь! Создайте ей все условия, и у нее все получится!» Это меня невероятно ободрило…

Сам я не видел сына Саввиной. Но мне рассказывали, что она сына чудесно воспитала. Что когда к ним домой приходили актеры, он со всеми здоровался и еще старался на прощание вручить какой-то подарок или угощение. А еще наизусть читал гостям стихи. То есть, как бы это невероятно ни звучало, она добилась всего, что планировала! Несмотря на внешнюю хрупкость, Ия обладала большим мужеством и силой воли.

«Уберите эту заразу!» — закричал Баталов, отвернувшись от Саввиной

Нас с Саввиной сблизила ее невероятная любовь к стихам. Она читала стихи постоянно, это было для нее как вода, как воздух… Об этом ее увлечении, схожем с моим, я узнал случайно. Мы сидели в дилижансе, съемочная группа долго готовилась к съемке очередной сцены. В какой-то момент я стал читать вслух стихи Пастернака, очень редкие. На мгновение замолчал, вспоминая, и вдруг Ия подхватила забытую строчку! Я обомлел, понимая, что в стране очень мало людей могут знать наизусть эти редкие стихи. Тогда я прочел из Ахматовой то, что Саввина точно не могла знать. То, что я слышал от самой Анны Андреевны. (В те годы стихи Анны Ахматовой печатали крайне редко. — Прим. ред.) Но она снова продолжила строчку! Оказалось, Ия во время учебы ходила в библиотеки и в старых журналах, когда Ахматову еще печатали, нашла эти стихи и выучила наизусть. Я был потрясен и раздосадован одновременно: «Уберите эту заразу из дилижанса! Она знает стихи лучше меня…» Ия, конечно, засмеялась. И потом мы уже часто читали друг другу разные стихи. Увы, по сравнению с ней, мой «ассортимент» был ограничен. Она знала всего Бродского, любила Рубцова и Маяковского, зачитывала из Ходасевича, которого я совершенно не знал. Мне не были близки эти поэты, но я восхищался ее памятью, и мне было понятно, что в стихах она нашла свое спасение. От боли, от какого-то огорчения, от плохих новостей... Все по разному справляются с неприятностями, а Ия просто читала стихи. Кстати, у нее был дар пародировать голоса. Например, она читала стихи Ахмадулиной именно с той самой интонацией самой поэтессы. Не отличить! (Этот талант пригодился, когда Саввиной предложили озвучивать Пятачка в мультфильмах про Винни-Пуха. Он заговорил голосом Ахмадулиной. — Прим. ред.)




Ия Саввина с Олегом Ефремовым «Раневская заставила взять перстень-печатку, где было выгравировано «БФ». Она сказала: «Ия, вы обязаны взять! Здесь написано: «Благословляю. Фаина». Потому что вы уходите к Ефремову!» С Олегом Ефремовым в спектакле «Утиная охота»

Еще у Саввиной была манера что-то постоянно записывать. Она повсюду, в том числе на собраниях труппы МХАТа, появлялась с блокнотиком. Вероятно, это пошло от того, что она окончила журфак. Сама Ия мне со смехом рассказала, что из-за этой ее привычки актеры поначалу думали, что она в точности запоминает их слова, чтобы передать записи «куда надо»... Конечно, это полная чушь. Она записывала пришедшие на ум сравнения, стихи. Но нельзя сказать, что Ия была и в жизни всегда такая же возвышенная, чеховская героиня. Если Саввину что-то возмущало, она могла сказать русское крепкое слово. И никогда за спиной, а только чтобы человек слышал, практически в лицо. Например, заявить: «Вы такой замечательный дурак!» Интересно, что люди не обижались. Многие просто думали, что ослышались, не так поняли. Они смотрели на эту воспитанную женщину и не верили, что она может произнести такие слова…

Кроме этого, у нее были совершенно женские таланты. Она постоянно на площадке нас всех подкармливала. Причем рецепты были очень необычные! Она собирала старинные поваренные книги, помню, как мы их искали на блошиных рынках в Питере. И вот на площадку Саввина могла принести блюда, приготовленные по рецептам ХIХ века. А рецепты были чудовищные, Ия их для смеха зачитывала — что-то смешать, потом неделю подождать, пока отстоится или перебродит, еще несколько дней мариновать... И она это все делала! И получалось, как ни странно, очень хорошо.

Были ли у нее друзья среди коллег? Знаю, что ее дружбы искала сама Раневская. Фаина Георгиевна всегда сама себе выбирала подруг. Она могла влюбиться в талант начинающей актрисы, написать ей письмо или позвонить. По-моему, с Ией так примерно и произошло. Фаина Георгиевна не терпела фальшивых, льстивых людей, называла их «монпансье». «Это какое-то монпансье, а не человек!» А Ия была настоящая. В ней, в том числе и как в актрисе, не было штампов. Я думаю, именно это Раневскую и привлекло. Она очень ценила людей, ?

Как Вы оцените?

0

ПРОГОЛОСОВАЛИ(0)

ПРОГОЛОСОВАЛИ: 0

Комментарии