«Помню, как бедный Андрон пытался объяснить Сергею Федоровичу и Ирочке Мирошниченко, как надо целоваться в кадре. В ответ слышал шутливо-издевательское: «Что, громче, что ли, надо?» — «Да нет, вы поймите же, не громче… Но должно быть перетекание…» — «Что, тише, что ли?» — рассказывает фотограф Валерий Плотников, снимавший практически всех звезд советского кино.
В годы моей учебы во ВГИКе возле института стояла только одна припаркованная машина — кажется, «копейка». Она принадлежала Никите Михалкову, он тогда еще был студентом, но уже снялся в нескольких фильмах. С Никитой мы некоторое время учились на одном курсе. У Михаила Ильича Ромма незадолго до ухода из ВГИКа возникла гениальная идея: в одну мастерскую объединить режиссеров и операторов, а не режиссеров и актеров, как до этого делалось. Никита учился на режиссерском, а я на операторском, вот нас и объединили…
На занятиях я, как и другие студенты операторского курса, сидел на последних рядах, а режиссерского — на первых. Но как-то Михаил Ильич дал нам очередное задание, и моя работа понравилась ему больше всего
Он, собственно, им и был, но Михаил Ильич потом еще неоднократно отмечал именно мои работы. Еще до моей учебы во ВГИКе мы с другом юности Сережей Соловьевым написали сценарий, с которым он поступал в институт, тоже к Ромму. Так вот Сережа мне потом рассказывал, что когда Михаила Ильича не стало, то в его письменном столе среди самых ценных реликвий и бумаг лежал наш сценарий…
А в итоге я стал не оператором, а фотографом. Еще когда мы
учились во ВГИКе, Никита пригласил меня на съемки своей учебной
работы, которая потом стала дипломной, — «Спокойный день в конце
войны». Там снимались
На закате я увел Никиту в поля. Он захватил с собой сценарий, и мы сняли кадр, на котором и поза и лицо Никиты выражают полнейшее спокойствие. Было видно, что он находится в удивительной гармонии с собой. Я напечатал этот кадр, и Никита сказал: «Знаешь, я хотел бы походить на эту фотографию».
Комментарии