Как научить ребенка обращаться с деньгами — без лекций и нравоучений

ЖенскийЖурнал

40 Просмотры Откликов

Девочка улыбается, складывая монеты в стопки рядом с копилкой в виде свинки на деревянном столе.
Фото: 123RF/legion-media.ru

Каждый родитель хочет счастья своему ребенку и готов делать все, а иногда даже больше. Мы стремимся создать для него прямой, безопасный, радостный путь во взрослую жизнь. Это наше внутреннее родительское правило — быть поддержкой, защитой, опорой. Именно оно придает смысл, особенно когда трудно, и поднимает, когда нет сил.

Часто мы действуем интуитивно или с тревогой изучаем чужие советы. Нас не учили, как быть родителем осознанно, не дали четкой инструкции. И тогда мы ищем объяснение: почему ребенок не хочет учиться, почему не использует возможности, которые мы так старательно создаем. А может, мы не тех экспертов послушали? Не туда направили усилия?

Начните с вопроса: каким вы видите своего ребенка?

Стоит вернуться в начало

Ответить на вопрос: каким я хочу видеть своего ребенка? Не ищите правильный ответ вовне. Он уже есть у вас. Даже если раньше вы его не формулировали.
  • Запишите то, что приходит.
  • Перечитайте. Что действительно важно?
  • А если чего-то из этого не случится — это будет катастрофа?
Девочка в полосатой одежде бережно держит банку, наполненную купюрами и монетами, на фоне калькулятора и тетрадей.
Фото: 123RF/legion-media.ru

Регулярно возвращайтесь к этому списку: вы тоже меняетесь. Посмотрите на себя: обладаете ли вы тем, что хотите передать ребенку? Как вы этого достигли? И что вы можете сделать, чтобы помочь ребёнку пройти свой путь?

Дайте ребенку возможность идти своей дорогой

Очень важно, чтобы путь был естественным — не заранее проложенной дорогой, а пространством для собственных открытий. В нем и происходят главные превращения. 

Финансовое воспитание: с чего начать разговор

Если в вашем образе будущего ребенка есть финансовая стабильность, независимость, свобода — а она, скорее всего, там есть — давайте поговорим о финансовом воспитании. Что именно вы хотите воспитать? Какие навыки, качества, установки?

Здесь люди разделяются на два подхода:

  • Первый: деньги — это результат, выражение ценности компетенций, усилий, времени. Главное — быть профессионалом, а деньги придут.
  • Второй: деньги — это ресурс, с которым нужно уметь обращаться. Они изучают инвестиции, создают системы.

Обе стратегии важны, но одна из них обычно становится ведущей.

Что важно в каждом из подходов

В первом случае:

  • научиться говорить о деньгах;
  • управлять личным и семейным бюджетом;
  • соблюдать баланс доходов и расходов;
  • инвестировать в себя.
Рука взрослого человека тянется к стопке монет рядом с винтажной керамической копилкой-свинкой.
Фото: 123RF/legion-media.ru

Во втором:

  • сформировать установки, привычки и модели;
  • развивать способность сохранять и приумножать ресурсы.

Важно не просто обучать ребенка — важно верить в то, чему вы его учите. Иначе это не передача ценностей, а внутренний конфликт.

Проверьте свою систему

Оцените свою позицию честно:

  • Что я думаю о деньгах?
  • Чего хочу достичь?
  • Что для этого делаю?

Если вы уже практикуете то, что хотите передать — отлично. У вас есть:

  • личный пример,
  • совместные действия,
  • понятная ребенку семейная система.

Остается сделать ее видимой для него, включить ребенка в процессы на своем уровне и постепенно расширять участие. Если вы пока далеки от этого образа — не страшно. Просто начните с себя. Учитесь вместе. Иногда именно совместное освоение темы становится самой сильной и честной основой воспитания.

Когда начинать?

Сигнал — это фраза ребенка: «Это мое!» Появилось чувство собственности — значит, пора говорить о границах, правилах владения, ответственности. Можно объяснять, что деньги — это мера стоимости, и играть в магазин, ресторан, банк. Чем больше игровых сюжетов, тем легче ребенку освоить смысл.

Улыбающаяся девочка в красной кофте держит веер из долларов, перед ней на столе разложены купюры и монеты.
Фото: 123RF/legion-media.ru

Как говорить о деньгах на разных возрастных этапах

  • Дошкольник хочет сделать подарок или помочь бездомному котенку? Вводим правило «делиться».
  • Младший школьник умеет считать, понимает семейные роли и готов взять на себя часть расходов? Давайте карманные деньги, учите планировать.
  • Подросток выдвигает идеи, хочет зарабатывать? Поддержите. Разрешите ошибаться.

Главное правило — будьте рядом

Все как в плавании. Воды должно быть чуть больше, чем он умеет «удержать», но не так много, чтобы он испугался. И будьте рядом. Не делайте за него. Но не уходите.

Как Вы оцените?

0

ПРОГОЛОСОВАЛИ(0)

ПРОГОЛОСОВАЛИ: 0

Комментарии