Фото © Shutterstock
В России период отпусков в самом разгаре. Потеря или повреждение багажа во время авиаперелёта — весьма неприятное событие для отпускника, и это прекрасно понимают страховые компании, которые массово предлагают своим клиентам страхование багажа при перелёте. И сулят солидное денежное возмещение в случае его потери или повреждения. Но, как и во многие другие страховые продукты, в эти страховые договоры компании заложили немало ловушек, которые помогут им не выплачивать страховое возмещение, даже если неприятность произошла.
Как правило, страховые компании, в отличие от перевозчиков, предлагают возместить полную стоимость утраченного имущества. Ведь, согласно закону, на внутренних перевозках авиакомпания в случае утраты или повреждения багажа несёт ответственность в размере не более 11 тыс. рублей или стоимости багажа, если пассажир сумеет её доказать (подп. 3 п
Поэтому при оформлении авиабилетов, как правило, туристы не против заплатить несколько сотен рублей за дополнительную страховку. Только вот получить заявленные выплаты получится не всегда.
Храните чеки
Например, в сложную ситуацию попала москвичка Ирина, которая возвращалась домой из командировки в Тюмень. Её багаж потеряли. Предусмотрительная девушка заранее его застраховала. Казалось бы, всё должно было закончиться полным возмещением, но этого не произошло. Компания "Ингосстрах", которая оформляла страховку, в компенсации ущерба не отказала, но оценила потерю москвички в 16 тысяч рублей, как говорит Ирина, "в стоимость чемодана". Сотрудник страховой пояснил Ирине, что все выплаты регулируются не только договором, но и "Правилами страхования багажа на время поездок". Согласно п. 6.3 этих самых правил, компенсация выплачивается с учётом норм амортизации от первоначальной стоимости предметов в утерянном багаже, а подтверждать эту стоимость нужно при помощи чеков или ярлыков. Если их нет, компания если и платит, то по минимальному тарифу.
Аналогичная ситуация произошла и с другой пассажиркой, только рейс был иной, страховщиком выступала компания Zetta, у которой в правилах тоже есть похожий пункт. Сложно представить, чтобы кто-то сохранял чеки на все предметы из чемодана, и страховщики тоже это понимают. Тем более они не отказывают в выплате, а просто возмещают сумму, которая правильная, на их взгляд, при этом советуют заранее читать не только договор, но и правила на сайте. Понятно, что вряд ли кто-то будет выверять каждую сноску в тексте договора при покупке страховки, тем более что закон позволяет страховым компаниям не включать положения правил страхования в договор (п. 2 ст. 943 ГК РФ), на это и расчёт.
Страховая казуистика
Фото © Shutterstock
А в целом ряде ситуаций страховщики сразу в договоре освобождают себя от ответственности при утере багажа. Как правило, случай точно не будет считаться страховым, если было установлено следующее. Во-первых, если выяснится, что турист при сдаче или требовании багажа после рейса находился в состоянии алкогольного опьянения. Во-вторых, если он в своём багаже перевозил предметы, не подлежащие страхованию (наличные денежные средства, кредитные карты, акции, облигации, паспорта, деловые документы, предметы старины или антиквариат). И, в третьих, если клиент сам не принял меры к сохранности и правильному оформлению своего багажа (например, не прикрепил багажные бирки). Но даже если утеря багажа случилась не по вине застрахованного, то и тогда получить что-либо от страховых не так просто.
Правила ценного багажа
Если в вашем чемодане только недорогие вещи, а сам чемодан не стоит огромных денег, то страховать багаж необязательно. Однако если багаж заведомо имеет ценность и взять все необходимые в поездке предметы в ручную кладь невозможно (например, штатив от камеры, зарядные устройства для разных девайсов, несколько пар дорогой обуви), то, чтобы не бороться с уловками страховщиков, имеет смысл отправлять свой багаж с объявленной ценностью. Такая возможность предусмотрена у любой авиакомпании. В этом случае все претензии и выплаты будут уже от перевозчика и они будут близки или эквивалентны реальному ущербу, но потребуется оплата дополнительных сборов по тарифам авиакомпании (сопоставимых с ценой страховки).
В случае отправки такого багажа придётся заранее связаться с авиакомпанией и заполнить необходимые документы (как и в случае с покупкой страховки).
Случаи утери или повреждения багажа с объявленной ценностью единичны.
Понятно, что при возникновении спора с авиакомпанией ценность багажа тоже придётся доказывать, но делать это надо будет не в рамках страховых правил, а в соответствии со ст. 119 Воздушного кодекса РФ и ст. 55 ГПК РФ.
Как показывает практика, российские суды при разборе подобных исков встают на сторону пассажира.
Комментарии