Естественность против совершенства
В мире идет война двух трендов: первый пропагандирует натуральность, второй — ее полное отсутствие. С подиумов на нас смотрят модели, чью естественную красоту воспевают дизайнеры: у них не тронутая тональным кремом кожа, минимум макияжа, небрежно собранные волосы. Но что если заглянуть в Instagram? Там мы увидим прямо противоположную картину: с квадратных снимков глядят люди, отретушированные до неузнаваемости и предварительно подкорректировавшие черты лица мейкапом. Причем чем разительнее контраст «до макияжа» и «после», тем лучше такие картинки «заходят» аудитории.
Подмечен этот феномен давно, еще несколько лет назад. И приложение Snapchat, которое сегодня неотделимо от Instagram, только подлило масла в огонь. Видели эти выглаженные мордочки с ушами в «Сториз»? Ими забавляются все — от звезд до обычных людей. Уже и макияж накладывать необязательно
От фильтра к депрессии
Все бы ничего, очень удобно. Вот только потом смотреть на себя в реальное зеркало, без встроенных фильтров, уже совсем не так приятно. По крайней мере, об этом говорят исследования. Американская ассоциация изучения тревожности и депрессий выявила, что сегодня один из 50 человек страдает дисморфией (крайним недовольством своей внешностью и отдельными ее чертами). Эти данные относятся только к США, но исследователи считают, что их можно отнести ко всем развитым странам, где повсеместно пользуются гаджетами. И популярные приложения для мгновенной ретуши нельзя исключать из списка причин, приводящих к такому положению дел.
Интернет-издание Huffingtonpost.com ссылается на слова доктора Мэттью Шульмана, пластического хирурга из Нью-Йорка, который заявляет, что видит новый тренд: пациенты скоро перестанут приносить ему фотографии звезд в качестве референсов. Они сменят их на собственные снимки из «Снэпчата» с теми самыми зауженными носами и высокими скулами. «Хочу выглядеть в жизни так же, как с фильтром «Олененок» в Сети!» — возможно, именно таким скоро станет популярный запрос пациента, а вовсе не «нос и губы как у Анджелины Джоли».
Мы позвонили Отари Гогиберидзе, ведущему пластическому хирургу клиники «Время красоты», чтобы узнать его мнение на этот счет. Оно оказалось иным: «Думаю, повальное увлечение «Снэпчатом» — это минутный тренд. Не сравнивайте наших пациентов с американскими. Я еще могу допустить, чтобы житель Калифорнии пришел на консультацию и принес врачу фото звезды или снимок из соцсети, но наши — нет. Они благоразумнее и сообразительнее. А вот фотографии после фотошопа — да, приносят. И просят смоделировать на компьютере, как будут выглядеть. Но это бесполезно, потому что каким бы мастерством ни обладал хирург, он не сможет точно воспроизвести результат с фото. А если кто-то вам скажет обратное — не верьте».
Оказаться худшей версией себя
В описанном феномене кроется еще одна опасность. По словам
профессора психологии Рене Энгелн, давшей интервью все тому же
Huffingtonpost.com, соцсети воздействуют на наше восприятие себя
принципиально иначе, нежели глянцевые журналы и реклама. В
последних мы видим отретушированные изображения знаменитостей и
моделей (о чем прекрасно знаем) — и сравниваем себя с ними. В
соцсеть же условная Маша выкладывает отретушированное селфи — и
сравнивает свой настоящий облик уже не с далекой
Неудовлетворенность накапливается небольшими шажками, и вот уже Маша приписывает себе недостатки, которых у нее на самом деле нет. По данным все той же Ассоциации изучения тревожности и дисморфии, большинство людей с подобными расстройствами придумывают собственные недостатки! А когда окружающие им говорят, что тех не существует, не верят.
Курица или яйцо
Открытым остается вопрос, что в провоцировании дисморфии причина, а что следствие. Пресловутый «Снэпчат» — корень зла, потому что заставляет нас выискивать в себе недостатки? Или же он — просто порождение всеобщей одержимости внешним и красивым, существовавшей задолго до появления приложений для смартфонов? Логика подсказывает, что верно, скорее, второе. Но оно, к сожалению, не отменяет первое.
«Ясно как день: если ты выглядишь так, как принято, это дает тебе очки в обществе, — подытоживает психолог Рене Энгелн. — Но если все начинают выглядеть так, как сейчас в тренде, тренд тут же меняется». И это чистая правда: то, что доступно большинству, перестает быть модным. Поэтому есть надежда на то, что курс рано или поздно сменится естественным образом и злосчастный «Снэпчат» также плавно исчезнет из списка многочисленных поводов для нашей нелюбви к себе.
Комментарии