
На прошлой неделе в Москве стартовала Неделя моды. Показы модных брендов продлятся до 2 сентября, поэтому о фэшн-шоу мы поговорим чуть позже. А пока расскажем о не менее важном и интересном событии.
С 28 по 30 августа в парке «Зарядье» прошел третий международный форум BRICS+ Fashion Summit. Главной темой мероприятия стало формирование новой, децентрализованной и глобально конкурентоспособной экосистемы индустрии моды, способной обеспечивать постоянный приток идей, концепций и трендов. В числе участников были руководители крупных текстильных компаний, представители международных федераций, дизайнеры, эксперты из стран БРИКС и других регионов.

BRICS+ Fashion Summit всегда отличался насыщенной деловой программой. 2025 год не стал исключением — прошли десятки пленарных дискуссий и рабочих встреч с участием представителей модной индустрии из Азии, Африки, Латинской Америки, СНГ и Европы. Форум укрепил международные связи, создал новые форматы сотрудничества и показал, что мода сегодня — не только про эстетику, но и про экономику, устойчивое развитие и культурное наследие.

Выставка «Родные мотивы»
На протяжении трех дней в «Зарядье» обсуждались инвестиции, технологии, развитие локальных брендов и многое другое
Мы все изучили, послушали экспертов и готовы выделить пять тенденций, которые уже формируют будущее российской моды и заслуживают особого внимания.
1. Вещи из лимитированных коллабораций

Показ новой коллекции Stas Lopatkin (Санкт-Петербург)
В эпоху, когда потребители устали от масс-маркета и жаждут аутентичности, даже люксовые бренды осознали: идеальная картинка, как в глянце, больше не работает. Сегодня покупатель (особенно зумеры) ищет в вещах историю, уникальность и душу. Согласно данным Lyst, 68% представителей поколения Z считают совместные проекты крупных брендов с независимыми дизайнерами более ценными, чем привычный мейнстрим. И это породило парадоксальный тренд: крупные Дома стали намеренно запускать коллаборации с еще не очень известными талантами.
На сессии «Коллаборации и новые креативные альянсы», посвященной
данному феномену, Галина Кравченко-Манюкова, основатель K&PA,
привела яркий пример — челябинский бренд «Сельсовет».
Сегодня ценятся не идеальные коллекции, а честные, локальные и необычные проекты, которые несут в себе характер и историю. Поэтому советуем присмотреться к ограниченным дропам и коллаборациям — они станут не только украшением вашего гардероба, но и способом заявить о своей идентичности.
2. Ресайклинг и апсайклинг

Алена Водонаева на показе Alexander Arutyunov (Москва). Все образы коллекции созданы из архивных тканей бренда.
Тема устойчивого развития прошла красной нитью через весь форум. Цифры, озвученные на сессии «Мода по замкнутому циклу», пугают: ежегодно на свалках оказывается 50 млн тонн одежды, и лишь 15% из них обретает вторую жизнь. Поэтому все спикеры согласились с тем, что циркулярная модель производства, технологии ресайклинга и апсайклинга, использование экологичных материалов и правильный уход за вещами — это уже не просто тренд, а необходимость.
Например, Патрик Даффи, основатель Global Fashion Exchange, рассказал, как еще в начале 2010-х начал организовывать вечеринки по обмену одеждой и постепенно сумел вовлечь в процесс крупные корпорации, тем самым превратив экологичность в бизнес-модель. А российский маркетплейс Lamoda внедрил «зеленую полку», где товары содержат минимум 50% переработанных материалов.

Николай Овечкин
Измнения должны произойти не только в брендах, но и головах потребителей. Стилист Николай Овечкин всегда рассказывает на лекциях, как собрать гардероб из минимального количества вещей, при чем вещей не новых, а хорошо поживших. Вот и на сессии он призвал аудиторию пересмотреть подход к гардеробу:
«Прошли те времена, когда человек, купив квартиру, первым делом проектировал огромную гардеробную. Сейчас уже не так, вещи не занимают столько места».
Тренд на осознанность с нами всерьез и надолго. Поэтому советуем заглядывать в винтажные магазины, участвовать в различных маркетах и обменах, выбирать вещи из переработанных материалов и просто бережно относиться к тому, что уже есть в шкафу. Ведь именно так выглядит новый кодекс стильного и ответственного человека.
3. Культурный код

Показ новой коллекции Masha Andrianova (Москва)
Одна из самых жарких дискуссий развернулась на сессии «Код земли». Страны БРИКС обладают невероятным пластом культурного наследия, и задача современного дизайнера — не просто скопировать орнамент, а бережно интегрировать его в современный контекст, сделав конкурентным преимуществом.
Инд Жудар, основатель Недели моды в Марокко, привел показательный пример: когда известный европейский Дом начал продавать традиционные марокканские бабуши по две тысячи евро, это вызвало возмущение. «Экономика очень важна. Однако она должна уважительно относиться к вековым традициям и быть справедливой», — подчеркнул он.

Показ новой коллекции Masha Andrianova (Москва)
Ключевой вопрос сегодня — как защитить наследие от вульгарного заимствования и сделать так, чтобы доходы от него шли в том числе и носителям культуры. В России, как отметил Вячеслав Долгов из Союза народных промыслов, традиции уже защищены на законодательном уровне: например, гжелью может называться только керамика, сделанная в одноименном селе.
Использование культурных кодов сегодня в моде как никогда.
Уникальные техники и национальные мотивы становятся ценным
ресурсом, а значит — советуем присмотреться к брендам, которые
работают «в связке» с традициями.
4. Искусственный интеллект

Споры о том, отнимет ли искусственный интеллект работу у дизайнеров, на сессии «Творческая самобытность против ИИ» были решительно прекращены. Эксперты сошлись во мнении, что ИИ — это не конкурент, а мощный инструмент, который берет на себя рутину, освобождая время для творчества.
Например, алгоритмы могут создавать бесчисленные варианты дизайна, но не способны передать эмоциональную глубину и культурный код, который присущ каждому дизайнеру. «AI помогает реализовать фантазию, но не заменяет человека», — подчеркнула креативный директор ЗД Кутюр Мария Шевченко, рассказывая о примере создания авторского принта с использованием нейросетей.
ИИ не способен понять культурный контекст или пережить личный опыт, который и рождает по-настоящему уникальные идеи. Поэтому ждать, что нейросети сами будут создавать шедевры, не стоит. А вот использовать их как продвинутый инструмент для поиска идей, оптимизации процессов и персонализации можно.
Советуем следить за проектами, где ИИ используется для персонализации и экспериментов с формами: именно они будут в тренде в ближайшие годы.
5. Уникальные локальные бренды

Показ новой коллекции The Vow (Москва)

Показ новой коллекции Alina Vladi Brand Wear (Казань)
Финальный тренд, который подтвердила сессия «Сила родного», — это мощный рост потребительского патриотизма и запроса на уникальность. Как метко заметила стилист Лина Дембикова:
«Еще 15 лет назад словосочетание ''российский дизайнер'' звучало иронично. Сегодня мы видим традиционные местные бренды, которые создают достойный продукт, основанный на культурном коде и ремесленных традициях. ''Свое'' перестало быть вынужденной необходимостью и стало поводом для гордости».

Лина Дембикова
За последние три года восприятие отечественных марок кардинально изменилось. Как рассказал Виталий Степанов из Московского экспортного центра, программа «Сделано в Москве» уже объединила более 7500 компаний и помогла многим из них выйти на международные выставки. А отечественные бренды все чаще смело используют кириллицу в названиях, обыгрывают народные мотивы и гордо несут свою идентичность, не пытаясь казаться «как на Западе».
Мы устали от одинаковых вещей на модницах и модниках по всему миру. Советуем присмотреться к локальным брендам — именно они формируют новый облик российской моды и делают вас поистине уникальными.
Фото: пресс-служба
Комментарии