Метро с эстакадами на Невском проспекте
Первые станции метро появились в городе в 1955 году. А вот идеи создания «подземной железной дороги» высказывались за 130 лет до этого. Самым грандиозным и дорогостоящим оказался совместный проект гражданского инженера Петра Балинского и американского предпринимателя Мерри Вернера 1901 года.
На месте Обуховской больницы на Загородном проспекте должен был появиться многоэтажный Центральный пассажирский вокзал. 11 линий, расходящихся от него, проектировали на насыпях и металлических эстакадах высотой от 5 до 10 метров над уровнем улиц. Собственно, эстакады и поставили крест на этом проекте.
В своем заключении Городская дума отметила, что «проведение скоростной дороги на уровне второго и третьего этажей зданий затемнило бы улицы, а непрерывный шум обесценил бы квартиры в домах», расположенных вдоль линий метрополитена, и отклонила проект.
Оперный театр в Александровском парке
Удивительно, но факт: уже во второй половине XIX века в Петербурге стала ощущаться нехватка театральных и концертных залов. Однако большинство проектов так и не были осуществлены
Пароводяное отопление, электрическое освещение, фасад, облицованный натуральным камнем, – это здание могло стать настоящим украшением Петербурга. Император Александр III задумку одобрил, но из-за финансовых трудностей реализовать ее не смогли.
Аналогичная судьба постигла и проект 1900 года архитекторов Александра Стаборовского, Евгения Гружевского и Алексея Элкина. Крупное здание Оперного театра на 2250 мест в стиле модерн могло появиться в Александровском парке, у начала Каменноостровского проспекта.
Концертный зал на Стрелке Васильевского острова

Архитекторы Владимир Чагин и Василий Шене в 1899—1900-х годах по заказу строительной акционерной компании выполнили проект концертного зала на насыпном продолжении Стрелки Васильевского острова.
Монументальное здание в стиле модерн и с мотивами, «напоминающими египетскую архитектуру», было увенчано ажурной короной. Оно затмевало не только Биржу, но и Зимний дворец с Петропавловской крепостью. Неудивительно, что этот дерзкий по замыслу проект так и остался на бумаге.
Государственный банк на Михайловской площади
В 1903 году на Михайловской площади (ныне – площадь Искусств) разобрали «за ветхостью» дом Ивана Жербина, стоявший на углу Инженерной улицы. Образовавшийся пустырь буквально взбудоражил умы петербургских зодчих. Сначала в 1909 году архитекторы Леонтий Бенуа и Мариан Перетякович спроектировали крупное здание Государственной думы, которое завершалось многоярусной башней.
Спустя три года на этом месте решили возвести здание уже для Государственного банка. Первой премии удостоился проект Александра Дмитриева, выполненный в стилистике Инженерного замка с просторным операционным залом в атриуме под стеклянной крышей. И хотя здание диссонировало с ампирным стилем остальных строений, проект был принят к исполнению. Воплощению идеи помешала Первая мировая война.
Государственная дума на Марсовом поле
В конкурсе, объявленном в конце 1905 года, приняли участие 12 номинантов, пять из которых были премированы. Владимир Суслов разработал вариант в неорусском стиле, отдаленно напоминающий Московский Кремль.
Конкурсное жюри отметило, что «здание имеет немного выставочный характер». «Относительно достойнейшим» был признан проект Александра Дмитриева. «Грандиозный характер замысла» нашли «соответствующим назначению здания». Однако все материалы конкурса так и остались на бумаге, а для заседаний Государственной думы приспособили Таврический дворец.
Стадион в русском стиле на Ватном острове
Стадион «Петровский» длительное время был местом притяжения фанатов футбольного «Зенита». А ведь в начале XX века недалеко от этого места могло появиться куда более грандиозное спортивное сооружение на 30 тысяч зрителей. Министерство финансов, которому в начале 1910-х годов принадлежал Ватный остров (сейчас эта территория у Биржевого моста огорожена синим забором), выразило готовность передать территорию властям. При условии, что будет она использована для нужд «физического развития народонаселения».

Проект в «русском национальном стиле» разработали архитекторы Владимир Покровский и Иероним Китнер. Однако эта задумка подверглась жесточайшей критике. Назвав строение «неорусским городком, решенным в традициях древних палатных строений», члены Петроградского общества архитекторов поставили крест на проекте. А Первая мировая война свела на нет любые другие попытки обустроить в этом месте спортивно-оздоровительный центр.








Комментарии