
Минтранс РФ доработал проект закона о высокоавтоматизированных транспортных средствах (ВАТС) и представил его на встрече рабочей группы "Безопасность дорожного движения". В новой версии документа указано, на кого будет возложена ответственность в случае ДТП с беспилотными автомобилями, которым уже в 2025 году планируют разрешить передвигаться по российским дорогам без человека в салоне. С законопроектом ознакомился "Коммерсант".
В большинстве дорожных происшествий ответчиком предлагают
считать владельца беспилотного автомобиля. У него, в свою очередь,
будет возможность сослаться на вину производителя техники,
контролирующего её диспетчера или обеспечивающего техническое
обслуживание дилера. Кроме того, дорожные аварии с такими
транспортными средствами нельзя будет оформлять в отсутствие
сотрудника ГИБДД, а страховым службам разрешат запрашивать у
владельца машины-беспилотника данные из чёрных ящиков,
Беспилотные легковушки тестируют на российских дорогах с 2018 года, пока при обязательном присутствии инженера-испытателя в водительском кресле. При этом Правительство РФ планирует разрешить таким авто движение на общих трассах без человека в салоне, но для этого нужен специальный закон, разработкой которого и занимается Минтранс.
Проект министерства устанавливает обязательно оборудовать ВАТС "бортовыми устройствами регистрации событий" и системами, которые позволят активировать режим минимального риска. При этом каждый беспилотник должен быть зарегистрирован в ГИБДД и регулярно проходить техобслуживание.
В то же время им нельзя будет двигаться по тем дорогам, где перевозятся опасные грузы
За какой бы то ни было ущерб, причинённый в ДТП, будет прежде всего отвечать владелец ВАТС, если ему не удастся доказать свою невиновность. В частности, можно будет указать на вину производителя техники, если происшествие возникло из-за особенностей конструкции. Также возможны ошибки диспетчера, в чью задачу входит удалённо следить за состоянием авто и отключать автопилот. При этом за ошибки техобслуживания будет отвечать дилер.
Некоторые эксперты полагают, что законопроект практически подразумевает "презумпцию виновности" владельца автомобиля с автопилотом. Это, во-первых, может отпугнуть предпринимателей, которые захотели бы оказывать услуги с использованием ВАТС. Во-вторых, дилеры могут установить максимально жёсткий порядок техобслуживания транспортного средства, например сделав его еженедельным, чтобы свести к минимуму перспективу оказаться виновником ДТП. В самом Минтрансе законопроект пока не комментировали.
Комментарии