«Нельзя без ужаса смотреть на издевательства над мирным народом». Вспоминаем биографию Олега Басилашвили

Шоу-бизнес

399 Просмотры Откликов

Наш сегодняшний именинник — настоящий аристократ и красавец мужчина всея советского кинематографа. Злодей или неудачник, герой или сам дьявол — каждая его роль вызывала лишь громкое «ах!». А еще мы любим его за его честность и широту взглядов, которой может похвастаться далеко не каждый человек. В день рождения любимого актера Олега Басилашвили вспоминаем его биографию.

Олег Басилашвили родился в 1934-м году в Москве. Папа Валериан Ношреванович был директором в политехникуме связи. Мама Ирина Сергеевна — филолог, автор учебников по русскому языку. Настоящей главой семьи всегда была бабушка — Ольга Николаевна, которая в основном и занималась воспитанием своих внуков.

Войну он встретил совсем мальчишкой

Утром 22 июня 1941 года Олег пришел вместе с мамой в кинотеатр на фильм о клоуне Карандаше. Там и узнали о начале войны.

— Утренний сеанс отменили. Но я заставил все-таки в этот день маму купить билеты на дневной сеанс, и мы пошли смотреть картину «Наш двор». И мы все смеялись, а мама почему-то не смеялась.

Осенью вместе с мамой и бабушкой Олега отправили в эвакуацию, на родину отца.

— Отец пришел из народного ополчения, где они рыли окопы. Они попали уже за линию фронта, немцы их оставили позади и прошли дальше. И он сказал, я помню до сих пор: «Немедленно надо уезжать. Мы прошли из немецкого тыла в Москву, не встретив ни одного красноармейца». Москва была оголена.

В эвакуации у нас была одна карточка (на еду в столовой при университете). И вот я пошел, и давали суп с макаронами. Но макароны были коричневого цвета — не из пшеничной муки, а из какой-то другой, и были залиты сверху каким-то жиром красного цвета. И я проглотил как сумасшедший. А напротив меня сидел военный в погонах, и он на меня смотрел. Когда я это все проглотил, он говорит: «Мальчик, хочешь еще?». Я говорю. «Да». «На, возьми, я не хочу». И я это съел. Я понимаю, что руководило им, когда он дал мне эту тарелку: видно, свои дети у него там где-то остались. Я все это помню, всю войну. 

Война унесла жизнь старшего брата Олега — Георгия. Долгое время его считали пропавшим без вести, и только в 2017 году актер сумел узнать обстоятельства гибели и предполагаемое место захоронения юного капитана.

О школьных годах именитый актер не любит вспоминать. Известно, что ему плохо давались точные науки, но расстраивало юношу не это. Сама школьная система ужасно его угнетала. Когда десятиклассник Басилашвили написал восторженное сочинение по книге «Золотой теленок» — его прозвали «неблагонадежным». А на уроках живописи в художественной академии его обвинили в подражании постимпрессионизму и исключили.

Однако желание прикоснуться к миру искусства было сильнее, чем идеологические ограничения. Юноша обожал театр, не пропускал ни одну премьеру, участвовал в самодеятельности. В итоге рискнул подать заявление в школу-студию МХАТ и поступил с первого раза. Его одногруппниками стали знаменитые в будущем Михаил Козаков и Евгений Евстигнеев.

После окончания учебы Олег Басилашвили вместе с молодой супругой Татьяной Дорониной уехал в Ленинград. Здесь сперва служили в театре Ленинского комсомола (нынешний «Балтийский дом»), а в 1959 году пару пригласили перейти в Большой драматический театр им. Горького. Только вот с ролями актеру катастрофически не повезло. Внимания режиссера ему пришлось ждать долгих 10 лет. И вот наконец случились роли ученого-неудачника в «Еще раз про любовь» и короля Людовика XIV в булгаковском «Мольере».

Все чаще Олега Басилашвили можно было увидеть и на киноэкране, хотя сам актер, как он всегда подчеркивал, считает себя в большей степени человеком театра:

— Георгий Товстоногов, когда меня брал, сразу сказал: «Снимайтесь где угодно, но только в свободное от театра время». Я никогда не диктую свои условия, всегда исхожу из интересов театра прежде всего. Мои условия стоят на втором, третьем месте, и я их никогда не ставлю. Я всегда распределяю свою занятость в зависимости от того, что у меня в театре.

Тем не менее именно кинематограф прославил Олега Басилашвили. Особняком в его огромной фильмографии стоят три картины, каждая из которых требует отдельного рассказа.

В 1977 году в прокат вышла лирическая комедия в двух сериях «Служебный роман». Только за первый год картину посмотрели почти 60 миллионов зрителей, а создателям ленты присудили Государственную премию РСФСР имени братьев Васильевых. Олег Басилашвили сыграл в этом фильме роль главного антагониста, после которой на него обрушилась всесоюзная популярность. Однако актер не стал принимать это как должное:

— Ощущать себя великими могут только идиоты. Каждый нормальный человек таит в себе недовольство собой, и чем больше этого недовольства, тем он глубже. А тот, кто вышел на улицу и сияет от счастья, что на него наконец обратили внимание, просто дурак.

Еще одна особая картина в биографии Басилашвили также снята режиссером Рязановым. Это «Вокзал для двоих» (1982), напарницей в которой стала знаменитая Людмила Гурченко.

— Она вся была в кино, вот она и кино — это одно и то же. Безумно требовательная к окружающим и к самой себе в первую очередь. Видела любую фальшь. Был случай, когда любовная сцена написана очень хорошо, но не на мой характер. Впервые они оказались наедине в купе, возможно, любовь тут и тому подобное. И вот он начинает говорить фразы. Но мне никак эти фразы не идут, потому что… ну я, наверное, другой человек.

Кончилось тем, что я ушел со съемочной площадки, сказав, что не получается у меня сцена, не выходит, и всё. Думаю, ну всё, сейчас пригласят кого-нибудь другого и будут снимать. Через два дня звонит Эльдар Рязанов, говорит: «Приходи, вот тебе текст».

А текст написала Люся — да, какой-то текст она написала, но именно такой, какой я могу произнести в этих сложнейших обстоятельствах: совершенно посторонняя, нравящаяся ему женщина наедине с ним, который едет, собственно, в тюрьму. И она это сделала.

А вот третью звездную картину Олега Басилашвили снял Георгий Данелия. «Осенний марафон» — одновременно грустная и смешная история о человеке, который ведет двойную жизнь, тем самым загоняя себя в угол. Именно на эту роль — Бузыкина — ассистентка по актерам предложила Басилашвили. Данелия отказался:

— Я его в театре тогда не видел, а в фильмах Рязанова он мне казался таким уверенным, властным — словом, совсем не Бузыкин, — позже будет оправдываться он. А пока пригласит на пробы целый сонм популярных актеров: Куравлев, Любшин, Кузнецов — все было не то. Находчивая ассистентка вновь предложила Басилашвили и вызвала его из Ленинграда. И подстроила ситуацию, когда Данелии придется подвезти актера на авто. Режиссер довез артиста, высадил и проехал вперед буквально пару десятков метров. Посмотрел в зеркало заднего вида и увидел, как Басилашвили пытается перейти улицу:

— Смотрю, совсем другой человек стал. Кепка у него как-то набок съехала, улицу перейти не может: рыпнется вперед — и тут же назад. Так это же Бузыкин!

После этого представления Олега Басилашвили утвердили на роль даже без проб.

В личной жизни, как и в карьере, у актера также было все замечательно. С первой женой Татьяной Дорониной они разошлись мирно, без взаимных обид. И актер встретил женщину, с которой вместе уже отметил «золотую» свадьбу, — журналистку Галину Мшанскую.

— У нас две замечательные дочки — Ольга и Ксения. Одна живет со своей семьей в Москве, а другая здесь. Обе дочки, Оля и Ксюша, — журналистки. Жена — шеф-редактор на канале «Культура». Она у меня первооткрыватель: первая провела телемост между Москвой и Ленинградом. Галя поддерживала связи с ведущими актерами, режиссерами и делала передачи об их постановках, жизни, судьбах. Она большой мастер своего дела. Внук — Тимофей, внучка — Ника. Видимся мы часто, в основном они к нам приезжают.

Помимо успешной самореализации в театре и на экране, Олег Басилашвили сумел стать известным общественным деятелем. В 1990 году его избрали народным депутатом РСФСР.

— Когда у нас началась перестройка, я, будучи российским депутатом, всячески старался помочь людям жить лучше, жить по-человечески. Я и сейчас продолжаю это делать по мере возможностей — стараюсь помогать людям. Жизнь коротка, и надо сотворить в ней как можно больше хорошего.

Eму предлагали пост министра культуры, но, как он сам говорит, «эта самая культура перевесила политику».

Олег Басилашвили всегда становился на сторону правды и не делал реверансы в сторону власти. Не остался он в стороне и от недавнего массового увольнения актеров Купаловского театра:

— Я поддерживаю моих белорусских театральных побратимов, а также художественного руководителя театра Янки Купалы режиссера Николая Пинигина. Мы много работали с ним на сцене БДТ. Невозможно без ужаса смотреть на издевательства властей над мирным народом. Сердце каждого нормального человека обливается кровью, глядя на страдания людей, которые осмелились воспользоваться своим конституционным правом — выразить свое мнение.

Свой 86-й день рождения именинник планирует встречать без лишней помпы.

— Это все я не люблю. Для меня это абсолютно не праздник. Я жду не дождусь, когда этот кошмар кончится! Ненавижу я все эти дни рождения, эти речи льстивые, неискренние. В день рождения я люблю быть со своими родными — двумя внуками, двумя дочками и женой. Всё.

Как Вы оцените?

0

ПРОГОЛОСОВАЛИ(0)

ПРОГОЛОСОВАЛИ: 0

Комментарии