— Для меня стало интересным, что должна чувствовать Дева, к которой явился сверхъестественный архангел Гавриил и сказал ей, что она родит Спасителя, — вспоминает идею скульптор Василий Селиванов.
Василий Селиванов родился в 1969 году в Москве, он сын известного советского скульптора Николая Селиванова. Скульптор, член Союза художников и Творческого союза художников РФ, Русского художественного союза. Выпускник Российской академии живописи, ваяния и зодчества (РАЖВи3), где по окончании возглавлял кафедру скульптуры и композиции. Работал в Германии, Франции, Италии и Австралии.
Селиванов создал мемориалы дважды Герою Советского Союза Михаилу Одинцову, академику Вячеславу Таболину и главному режиссёру Большого театра Борису Покровскому, памятники Козьме Минину в Богородске, Льву Толстому в Пушкине и князю Святославу в Серпухове.
Дева Мария
Сюжет, когда Мария ожидает появления на свет Иисуса, довольно редкий. Фото © Из личного архива Василия Селиванова
По словам мастера, его давно привлекает православная тема в скульптуре, хотя в данной традиции, в отличие от католической, это не очень распространено. Он занимается этой темой с 90-х годов, и так дошёл до сюжета Благовещения Марии и её беременности.
Этот сюжет привлёк его ещё и потому, что он фактически отсутствует в иконографии.
В 2010 году Селиванов отлил Марию в виде небольшой модели, она экспонировалась на выставках
Мастер хотел передать кротость Девы Марии. Видео © Life.ru / Елизавета Студеникина
С помощью руководителя организации Инги Легасовой и по благословению митрополита Тульского и Ефремовского Алексия скульптура была установлена в Туле, перед зданием перинатального центра, открыли её в сентябре 2024 года.
Статуя была освящена с благословения митрополита Алексия, а Василия наградили медалью РПЦ Собора тульских святых третьей степени. Для него это было большой честью, но более важным он считает признание именно этого образа Девы Марии.
— В Богородице я постарался изобразить умиление и кротость. Это та черта, которая присутствует именно у русских людей и у православных, — отметил художник.
Работа над Троицей
Василий изготовил ещё одну уникальную скульптуру — Святую Троицу. Она находится в Тихвинском монастыре, в нише перед Тихвинской иконой, которую, по преданию, написал апостол Лука.
Скульптурное изображение Троицы получилось вылепить на удивление быстро. Фото © Life.ru / Елизавета Студеникина
Обители композицию подарил патриарх Кирилл к годовщине её основания Иваном Грозным.
— Я стал делать «Троицу». Папа зашёл ко мне, посмотрел, немножко сморщился, говорит, у тебя из этого ничего не получится, ты зря теряешь время, Вася. И на неделю уехал на дачу. И когда вернулся, я уже заканчивал скульптуру — долепливал пальчики, крылья, — делится Василий.
По словам Селиванова, он заранее не знал, как именно будет выглядеть готовая работа, но, когда она была изготовлена, понял: всё вышло так, как нужно.
— Ощущение такое, что она вообще была всегда. Как будто не я её сам вылепил. Она могла существовать и в XVI, и в XVII веке, и в XVIII, и в XIX. Может быть, даже в XXI кто бы её вылепил. Так что если бы не я, то кто-то другой бы обязательно это сделал, — считает скульпьтор.
«Троица» установлена в Тихвинском монастыре. Видео © Life.ru / Елизавета Студеникина
Памятник военкору
В феврале с Василием связались журналисты из новых российских регионов и предложили обсудить проект памятника военному корреспонденту. Художник отнёсся к этому с воодушевлением, так как идея скульптуры была задумана через призму православного искусства.
— Через слова Евангелия, через слова Иоанна Богослова, через слова Христа, через слова архангела Гавриила можно и правильно относиться ко всему происходящему. Как я поступаю во всех своих скульптурах, — сказал художник.
Селиванов намерен изобразить военкора, охраняемого ангелом. Фото © Life.ru / Елизавета Студеникина
Селиванов изображает военного корреспондента без каски, чтобы подчеркнуть его незащищённость и при этом стойкость. На нём бронежилет с надписью «Пресса», а в руке он держит камеру.
— И вот он, такой молодой человек с развевающимися волосами, стоит и держит камеру, которая сейчас является не меньшим оружием, чем гранатомёт, пулемёт или дрон. И на правом плече, где находится у нас ангел-хранитель, сидит ангел, — раскрывает автор детали проекта.
Причём ангел на плече репортёра будет выполнен из стекла — его можно будет хорошо рассмотреть, подойдя ближе. Будто знак невидимой, но постоянной опоры.
— Вот сидит ангел-хранитель и записывает в книгу жизни все дела, поступки, мысли даже, и имена. Может быть, даже то, чего не видит, не понимает, не знает этот корреспондент, — объясняет Селиванов замысел.
Памятник планируется установить в Мариуполе в конце этого года. По любопытному стечению обстоятельств там находится памятник героям-подпольщикам работы Селиванова-старшего, открытый в 1967 году.
Видео © Life.ru / Елизавета Студеникина
Истоки вдохновения
Селиванов утверждает, что его посещает не вдохновение, а озарение, и это немного другое: пальцы будто работают сами по себе.
— То есть ты должен лепить примерно три часа. И вот где-то в конце третьего часа, на четвертом часу у тебя голова перестаёт понимать, что делают твои руки. Они как бы лепят сами собой. Это было с Богородицей, с Троицей, ещё с многими моими скульптурами. То есть я только глазами вижу, какие у меня руки потрясающие. Они вперёд меня, вперёд моих мыслей делают, — рассказывает скульптор.
Как отмечает скульптор, такое случается с ним, но нечасто.
Памятник Льву Толстому — одна из работ, которой Селиванов гордится. Фото © Life.ru / Елизавета Студеникина
И про искусственный интеллект
Селиванов считает, что никакой искусственный интеллект, пусть даже совершенный, не сможет воспроизвести человеческий мозг и что только человек способен на истинное творчество, так как создан по образу и подобию Бога.
— Только человек сможет заниматься изобразительным искусством, писать картины, лепить скульптуры, писать музыку, сочинять стихи. Никакой искусственный интеллект, хорошо это или плохо, не сможет дойти и уловить то самое важное, что есть в наших чувствах и в нашей душе. Поскольку у него этого просто нет, — считает художник.
Василий отмечает, что на все свои православные скульптурные образы он получает благословение. Также он молится, исповедуется и причащается, а подходя к работе, старается думать о самом светлом.
Комментарии