От чат-ботов до виртуальной реальности: технологии, которые меняют подход к обучению

ЖенскийЖурнал

33 Просмотры Откликов

Получить диплом в другой стране благодаря онлайн-обучению? Пройти практику в виртуальной реальности или получать помощь от чат-бота? Именно в этом направлении развивается общий подход к образованию. Рассказываем, какие технологии помогут кардинально изменить его в лучшую сторону.

Онлайн-образование

Представьте, что за один год можно было бы поучиться в нескольких городах. Например, освоить дизайн в Москве, пройти курсы повышения квалификации в Новосибирске, а пару-тройку практических работ защитить в Казани. Еще несколько лет назад такой план можно было бы назвать фантастическим, а вот в современном мире возможно всякое. И все это благодаря развитию технологии онлайн-обучения: ты просто заходишь в интернет, и перед тобой открывается весь мир. Кстати, популярным онлайн-образование стало еще во времена ковида, но за последние несколько лет его технологии были значительно усовершенствованы.

Главный плюс такого подхода заключается в гибкости. Онлайн-курсы проще и быстрее адаптировать к изменениям в отрасли, чем программу обычного вуза, поэтому они предлагают больший спектр выбора специализаций

Назначать удобное для учебы время здесь тоже можно самостоятельно: главное, обладать развитым навыком самодисциплины и не сходить с намеченного пути. Живое общение с преподавателями тоже не исключается из этого процесса и подразумевает как личные онлайн-встречи, так и переписку.

Онлайн-обучение делится на несколько видов: синхронное — оно проходит в режиме реального времени, асинхронное — при таком формате обучаемые изучают заранее записанные уроки, и смешанное. Онлайн-обучение помимо видов, имеет еще и различные формы проведения занятий: лекции, тренинги, вебинары, марафоны и семинары.

Аналитика данных и искусственный интеллект (AI)

Персонализация или адаптивное обучение — один из главных трендов современного образования, и добиться значительного прогресса в этой сфере помогает искусственный интеллект. Внедрять его в процесс обучения можно с самого начала: например, на этапе первичного тестирования, и использовать дальше — для отслеживания прогресса. С помощью AI можно составлять задания, соответствующие уровню знаний каждого конкретного ученика, стимулировать развитие отдельных навыков. Сейчас эти технологии активно применяются на курсах по изучению языков: практиковать разговорную речь теперь можно не только с носителями, но и с виртуальными помощниками, в расписании которых всегда найдется свободное «окошко».

Большой прорыв в области образования ближайшие годы может произойти и благодаря чат-ботам, берущим на себя роль «кураторов» процесса обучения. Диалог с чат-ботом заставляет постоянно реагировать на процесс: отвечать на вопросы, решать тесты и выполнять задания, а не просто штудировать теорию. Исследования показывают, что обучение при помощи чат-ботов проходит в 2–3 раза быстрее, чем без их использования. Они становятся своего рода репетиторами, которые курируют процесс, но без лишнего давления.

Технологии ИИ постепенно начинают все шире применяться и в России. Например, их используют для проверки заданий на экзаменах, а также для оценки состояния учеников. Нейроинтерфейсы собирают данные, затем с помощью умных алгоритмов анализируют уровень стресса и склонности учеников к тем или иным областям науки, чтобы потом учитывать их сильные стороны и индивидуально корректировать программу обучения.

Особое внимание стоит уделить и нейросетям. Сейчас их главным плюсом специалисты называют то, что они помогают изучать теорию и визуализировать абстрактные понятия. Достаточно открыть чат с AI и написать запрос в свободной форме, например, «где в жизни используются геометрические прогрессии». Он сгенерирует некоторое количество вариантов, из которых уже можно будет выбрать наиболее подходящие по теме.

Дополненная и виртуальная реальность (AR и VR)

Технологии дополненной реальности в образовании пока воспринимаются как что-то необычное, но с каждым годом они будут становиться все популярнее. Основная проблема их внедрения в школы и вузы пока заключается в том, чтобы наладить для этого техническое оснащение. В дальнейшем за сложными химическими реакциями, которые небезопасно проводить в реальности, можно будет наблюдать, просто надев очки. Фауну и флору на биологии можно будет изучать, прогуливаясь в виртуальном тропическом лесу, а мировую художественную культуру — в Лувре или музее Орсе. Полезны эти технологии и в других дисциплинах: например, медики могут изучать трехмерные модели внутренних органов человека, а астрофизики — понимать реальные масштабы далеких от нас космических объектов.

В процессе высшего образования AR и VR станут частью практических занятий. Уже сейчас с помощью специальных программ врачи учатся делать в дополненной реальности сложные операции, пилоты – сажать самолеты во внештатных ситуациях, а историки реконструируют события, которые происходили тысячи лет назад.

Все современные технологии помогают лучше усваивать знания и узнавать все больше новой информации. Это сводится к одной простой истине: мир, в котором за жизнь можно было освоить только одну профессию, постепенно уходит в прошлое, а все более популярным становится тренд пробовать новое и открывать для себя больше возможностей.

Как Вы оцените?

0

ПРОГОЛОСОВАЛИ(0)

ПРОГОЛОСОВАЛИ: 0

Комментарии