
Цифровым туристическим платформам требуется отдельное законодательное регулирование. К такому выводу пришли участники выездных Парламентских слушаний «Цифровизация туризма: в поисках правового баланса», организованных комитетом по туризму и развитию туристической инфраструктуры Государственной Думы РФ в рамках международного туристического форума «Путешествий». В обсуждении приняли участие депутаты Государственной Думы, руководители министерств, представители отраслевых общественных организаций и ведущих туристических компаний.
Цифровые технологии кардинально изменили туристическую отрасль и создали новые возможности для путешественников и бизнеса. Платформенные решения применяются при бронировании отелей, покупке туров и билетов, подборе маршрутов. Они дают возможность туроператорам и отельерам напрямую взаимодействовать с потребителем, динамически менять цены в зависимости от спроса и сезона, прогнозировать тренды туристических потоков по поисковым запросам. Доля туристов, которые самостоятельно планируют свои путешествия, с 2019 года выросла с 37 до 48%.
Несмотря на прогресс, отрасль сталкивается с различными проблемами в цифровом пространстве: верификацией информации, цифровымнеравенством участников на глобальных и региональных платформах, безопасностьюплатежных систем.
«В России туризм признан приоритетным направлением, способным увеличить вклад в экономику страны. Последние годы рынок внутренний туризм постоянно растет и будет расти дальше
В данный момент в правительстве идет рассмотрение «Закона о платформенной экономике», который может быть вынесен на рассмотрение в ближайшее время. Предполагается, что он будет регулировать все существующие сегодня цифровые платформы. Принятие документа может оказать влияние не только на маркетплейсы, но и на развитие цифровых платформ в других отраслях, что вызывает обеспокоенность туристических агрегаторов.
«Экспертное сообщество считает логичным организацию регулирования цифровых платформ в виде двухзвенной структуры. Мы это назвали «принципом расчески», где ручка расчески – это закон о платформенной экономике, который должен регулировать общие принципы, а зубья – это отраслевые законы, которые будут учитывать специфику отрасли. Мне кажется, к туризму это абсолютно применимо», — поясняет председатель соорганизатора слушаний – Союза пользователей цифровых платформ «Цифровой мир» Валерий Корнеев.
По оценке директора Ассоциации турагрегаторов Александра Брагина, специфика отрасли в более сложных цепочках взаимодействия участников, чем в маркетплейсах, где есть ПВЗ, поставщик, платформа и потребитель. Также у турагрегаторов вызывает настороженность обязательство разрабатывать и контролировать стандарты выполнения услуг физическими лицами, которые могут быть экскурсоводами, владельцами гостевых домов и арендных квартир.
«Российские турагрегаторы в основе своей являются «информационными витринами», получают комиссионное вознаграждение, не продавая потребителям собственных услуг. Категорически нельзя заставлять агрегаторов отвечать за качество оказания услуг всехпоставщиков: отелей, авиакомпаний, гидов, так как у них нет механизма контроля за этими процессами. Рейтингование поставщиков услуг на платформах, отзывы потребителей как раз и являются внедренным и популярным механизмом потребительского контроля», – уточняет Александр Брагин.
Мировой опыт регулирования цифровых платформ показывает разные подходы к требованиям. В Европе это комплексный закон, главная цель которого противостоять экспансии американских платформ. В Южной Корее и Китае в онлайн торговле законодательно ограничивают монополии.
«Цифровые платформы стремятся уйти в серую зону из-за сложности с налогообложением. Есть примеры несправедливых условий сотрудничества между туристическими платформами и поставщиками услуг: гостиницами, гидами и иными поставщиками. Есть много кейсов, когда крупные доминирующие приложения в тех или иных регионах России не заинтересованы в развитии определенных сфер туризма, которым очень сложно выйти на потребителя. И игроки небольшого масштабы вынуждены самостоятельно разрабатывать сайты, системыбронирования», – говорит директор АНО «Цифровые платформы» Арсений Щельцин.
Эксперт считает актуальным вопрос ответственности за подлинность информации о туристических объектах на платформах. Например, на западном букинге, если объект не соответствует описанию, пользователь получает ваучер, с которым он может претендовать на аналогичные услуги. Российские агрегаторы каждый по-своему решают ситуации с клиентами, получившими недобросовестную услугу.
По словам GR-директора МТС-Трэвел и Bronevik.сom Светланы Ануфриенко, по данным их агрегатора, ежемесячно регистрируется 1,5 тысячи инцидентов с участием туристов и отелей. Например, путешественник, забронировав отельный номер через турагрегатора и получив подтверждение, обнаруживает, что мест нет.
«Предлагаем закрепить в отраслевом законодательстве схему отношений при овербукинге, при которой средство размещения, если виноват отельер, обязано предоставить туристу аналогичное место или более высокого уровня с сохранением цены бронирования, принимая на себя расходы, связанные с переселением. В случае, если отельер не имеет возможности самостоятельно произвести переселение туриста, это может сделать турагрегатор при компенсации затрат со стороны отеля», – поясняет спикер.
Отечественные туристические платформы начали активное развитие после ухода мировых аналогов с российского рынка, сделаны существенные инвестиции в рабочие места, качество продукта для потребителя. В мае 2024 года Президент РФ Владимир Путин поручил разработать единую федеральную туристическую платформу.
Как пояснил на слушаниях заместитель министра экономического развития Дмитрий Вахруков, в основе единой цифровой платформы будут заложена публичная информация из государственных реестров гостиниц, туроператоров, пляжей, которые получили официальную сертификацию, а значит объект соответствует требованиям по классификации. Любой путешественник, выбирая, где приобрести туристические услуги, сможет уточнить, есть ли продавец в государственных реестрах. Это повысит доверие к отрасли. Также на сервисе планируется размещение событийного календаря туристических событиях из регионов.
В 2020 году начал работать первый единый туристический портал RUSSPASS, созданный по инициативе московской мэрии. О достижениях платформы рассказал председатель комитета по туризму Москвы Евгений Козлов.
«RUSSPASS – экосистема, которая полностью закрывает потребности всех участников сферы путешествий: позволяет определиться куда поехать, купить билеты на все виды транспорта, включая водный, решить, где остановиться, куда пойти, где поесть. В систему включены гид по ресторанам, проверенная база жилья, каталог экскурсий, всего подключено больше 200 партнеров», – говорит эксперт.
В 2024 году через RUSSPASS продано больше билетов на знаковые площадки Москвы, чем через Яндекс. В 2025 году каждая экскурсия на RUSSPASS будет иметь свой цифровой двойник, а все аттестованные гиды столицы – возможность продавать экскурсии на сервисе. В планах также предложить пользователям услуги голосового помощника – полноценного ИИ-ассистента туриста.
Участники слушаний оценили опыт Москвы по внедрению платформы RUSSPASS как положительный и предложили учесть его при разработке федеральной платформы.
«В процессе дискуссии мы пришли к мнению, что туристической отрасли нужен отдельный закон, регулирующий деятельность цифровых платформ, в котором будут закреплены задачи, функции, права и обязанности всех участников турпродукта. Правительство мы попросим ускорить исполнение поручения Президента по созданию единой цифровой платформы», –рассказал Сангаджи Тарбаев.
В рекомендациях по итогам Парламентских слушаний также есть пункт о защите отечественных турагрегаторов от экспансии иностранных цифровых платформ и обеспечении им приоритета во всех сферах.
«Цифровые туристические сервисы стали примером импортозамещения, полностью закрывшего потребности внутреннего рынка. Мы на связи с Ассоциацией туристических агрегаторов, и на площадке ИТ-Комитета совместно с Минэкономразвития, Минцифры и ФАС уже обсуждали вопрос поддержки отрасли. Считаю, что важно создать особые условия для дальнейшего роста российский доверенных сервисов. Протекционизм в данном случае оправдан. Нет смысла пускать зарубежные сервисы работать в сфере туризма внутри страны», — резюмировал председатель комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Сергей Боярский.
Ранее
Комментарии