
«Все Танины браки оказались довольно краткосрочными — только
со вторым мужем, Осиповым, она прожила около шести лет.
Однажды, когда мы с Таней заговорили про любовь, она мне
призналась: «Ты знаешь, а ведь Валерий много значил для
меня… Я больше всех любила именно Осипова», — рассказывает
подруга
Мы с Таней Самойловой познакомились, когда ее гражданским мужем был Семен (по паспорту — Соломон) Шульман — человек интересной судьбы. Сам он родился и вырос в Бобруйске, окончил горный институт, но поехал покорять Москву и поступил во ВГИК на режиссерский факультет! В качестве курсовой работы Семену предложили сделать документальный фильм про образцовый Дворец культуры в далеком Таджикистане. Он приехал на место и обнаружил, что под вывеской Дворца культуры скрывается подпольная мечеть. И стоят за этим люди из ЦК республики.
В общем, Шульман снял разоблачающий фильм
Я встретила их в гостях у своего кузена Георгия — сына моего
дяди, замминистра черной металлургии. У дяди была большая квартира
на Поварской, куда Георгий — а он тоже занимался документальным
кино — как-то раз пригласил гостей: Семена с Татьяной и меня. Я
просто обожала Самойлову по ее ролям, восхищалась ее талантом и
красотой. Шел 1964 год, Таня выглядела потрясающе: у нее была
совершенно изумительная кожа цвета слоновой кости, очень красивая,
изящная длинная шея, прекрасный бюст (тогда Таня еще носила
глубокие декольте) и прямые темные волосы. А у меня волосы вьются,
но я всегда хотела прямые. И простодушно сказала: «Таня, я так хочу
такие волосы, как у тебя!» Она мне ответила: «Дурочка, у тебя
замечательные кудри. Просто люди всегда хотят то, чего у них нет».
Вот умела она точно оформить мысль. Таня, конечно, заметила, с
каким обожанием и восхищением я на нее смотрю, и проявила ко мне
расположение. Пригласила на спектакль своего однокурсника Владимира
Корецкого в «Ленком». Это был спектакль по пьесе

Близких друзей у Самойловой вообще не было
С тех пор мы с Самойловой стали общаться. Не стану употреблять слово «дружить» — у нее близких друзей вообще ее было. Ведь дружба подразумевает взаимность, а она уставала от людей и не умела сопереживать чужим проблемам. Но были люди, с которыми Таня общалась всю жизнь. Например, с Люсей Овчинниковой. Я мало знала Люсьену, но человек она была очень талантливый и безумно добрый, ее любила и мать Тани Зинаида Ильинична.
С мужчинами, в силу характера, Самойловой тоже было непросто. С Семеном Шульманом она рассталась довольно быстро, они не продержались вместе и трех лет. Я до сих пор не вполне понимаю, что их вообще связывало. Красавцем он не был, правда, имел хорошую крепкую мужскую фигуру и был явно склонен к авантюризму — мечтал экранизировать один американский роман, главную героиню которого сыграла бы Таня. Шульман даже сценарий по нему написал, но ничего не состоялось. В последние годы он жил в Австралии, скончался год назад.
С четвертым мужем Тани Эдуардом Машковичем я была незнакома. Он был моложе ее, работал главным администратором в Театре киноактера, где играла Таня. Красивый, воспитанный. От Машковича Таня родила своего единственного сына — Митю. Через две недели после их выписки из роддома мы с кузеном Георгием поехали поздравить Таню. Купили цветы. Таня с мужем и новорожденным Митей поселились в квартире ее родителей. Она встречает нас, ведет к себе... Но прошло совсем немного времени, и в Танину комнату вошла Зинаида Ильинична, ее мама, которую все боялись. Она сказала: «Таня, тебе пора кормить ребенка». И мы поняли — надо уходить.
Зинаида Ильинична была очень красивой женщиной, похожей на французскую маркизу, — высокой, еще не старой, но абсолютно седой, с маленьким орлиным носом. Как-то я спросила Таню, почему у ее матери такая седина, и узнала, что Зинаида Ильинична поседела в одночасье во время войны, когда узнала, что ее мать — Танина бабушка — умерла в самолете, в котором их с мужем перевозили из блокадного Ленинграда в Архангельск. Танин дед умер уже в Архангельске… А ее отцом был популярный талантливый артист Евгений Самойлов. Когда-то он работал у Мейерхольда, потом в Театре имени Маяковского, но при Андрее Гончарове перешел в Малый театр. Знаменит Самойлов был прежде всего по кино. В Киеве даже стоит памятник Щорсу, а лицом он очень похож на Евгения Валериановича, который сыграл главную роль в одноименном фильме Александра Довженко.

Самойлов был уроженцем Санкт-Петербурга (кстати, у него в блокаду от голода умерла вся семья), наполовину он — англичанин. Об этом мало кто знает, потому что в советские годы о таком происхождении лучше было молчать, и в анкетах Евгений Валерианович указывал просто «сын потомственного рабочего», без лишних подробностей. Так оно и было, только рабочий этот — отец Евгения — переехал из Англии. В конце ХIХ века в России активно строились заводы, а своих специалистов в некоторых отраслях не хватало, поэтому их выписывали из-за границы. По приглашению приехал и отец Самойлова, стал работать на Путиловском заводе, освоил русский язык и женился на русской. От отца Евгений Валерианович унаследовал золотые руки. У его сына Алексея (младшего брата Тани) сохранилась изумительная коллекция вещей, вырезанных из дерева отцом.
Брат Алексей появился у Тани после войны, в 1945 году. Поэтому первые 11 лет своей жизни Таня оставалась единственным ребенком в семье и выросла абсолютно неприспособленным к бытовой жизни человеком. Она ничего не умела делать, но быт ее и не интересовал. Зинаида Ильинична закрывала Таню от всех забот — она была ее опорой. Авторитет мамы был непререкаем. Естественно, все хлопоты о новорожденном внуке Зинаида Ильинична тоже взяла на себя. Митя был еще маленьким ребенком, когда Таня разошлась с его отцом — Эдуардом Машковичем.
Вообще, все Танины браки оказались довольно краткосрочными — только со вторым мужем, Осиповым, она прожила около шести лет. Однажды, когда мы с Таней заговорили про любовь, она мне призналась: «Ты знаешь, а ведь Валерий много значил для меня… Я больше всех любила именно Осипова». Он был талантливым писателем, и Таня очень переживала, что его имя забывают, а произведения больше не экранизируют. Ведь именно по повести Осипова режиссером Калатозовым и оператором Урусевским был снят фильм «Неотправленное письмо», в котором Таня Самойлова получила свою вторую главную роль. Но этот фильм не имел такого зрительского успеха, как «Летят журавли».

«Самойлова не подходит, у нее квадратные руки»
В судьбоносный фильм «Летят журавли» Татьяна попала, будучи еще студенткой Щукинского училища. В этой картине в главной роли уже снималась актриса Елена Добронравова, она была утверждена худсоветом и нравилась автору сценария Розову. Однако по каким-то причинам ее сняли с роли. В срочном порядке стали искать новую актрису. На «Мосфильме» нашли фотографию Самойловой, пригласили начинающую артистку на пробы, Таня понравилась, и ее утвердили. Во время съемок случился драматический эпизод. Таня мне рассказывала, что ей не давалась сцена, когда после грехопадения Вероника и Марк приходят к отцу Бориса. Марк говорит, что они женятся, а Вероника во время этого разговора сидит и молчит. Самойлова никак не могла найти нужные краски для этой сцены. А если у Тани что-то не шло, она обычно впадала в ступор. Словом, режиссер сказал съемочной группе: «Идите пока на перерыв, я сам буду с ней репетировать». В конце концов Калатозов предложил: «Таня, давай еще раз попробуем. Если не получится, придется снимать тебя с роли» — и вышел. Таня вспоминала: «Сидела я и уже прощалась с ролью, оплакивала мысленно свою неудавшуюся судьбу. И машинально от нахлынувших эмоций закусила губу. В это время Калатозов тихо вошел в павильон и сказал: «Таня, не меняй лицо. Зовите Палыча!» — так в группе звали Урусевского. Пришел оператор, и Таню сняли в этом состоянии.
В прокате фильм «Летят журавли» прошел триумфально, собрал рекордное число зрителей. Но когда его посмотрел товарищ Хрущев, он сказал: «Что за картина? Главная героиня — шлюха». Факт известный. Вслед за генсеком фильм раскритиковали и в газете «Советская культура». В те годы такая статья в центральной газете была равносильна приговору, и картину ожидала незавидная судьба. Но произошло невероятное событие. На «Мосфильме» практиковался начинающий оператор Клод Лелуш (тогда он еще и не думал становиться режиссером). Он даже два дня в качестве ассистента оператора присутствовал на съемочной площадке картины «Летят журавли». Посмотрев фильм, Клод пришел в неописуемый восторг. А в Самойлову просто влюбился.
Комментарии