Когда в семье появляется ребенок
с особенностями в развитии, родители почти всегда
получают сильнейшую психологическую травму. Возникает множество
вопросов, ответить на которые самостоятельно трудно. Тогда
на помощь приходят специалисты, которые будут работать как
с самим малышом, так и с его родителями. При
поддержке ЮНИСЕФ в проекте «Семья каждому
ребенку» мы побеседовали с заведующей столичного
Ресурсного центра раннего вмешательства 19-й детской
поликлиники Ольгой Авила и узнали, с какими
проблемами чаще всего сталкиваются сотрудники и как они
помогают семьям вновь обрести равновесие.
«Перестаешь учиться — перестаешь быть
специалистом»
Ресурсный центр на базе 19-й городской детской
поликлиники — первооткрыватель этого направления в нашей
стране. Его история началась почти 20 лет назад, когда
в Беларусь приехали специалисты института раннего
вмешательства из Санкт-Петербурга. Они организовали большую
конференцию для врачей минских поликлиник, и именно тогда
главврач 19-й поликлиники подхватила инициативу создания кабинета
раннего вмешательства. Идею поддержали в Министерстве
здравоохранения и комитете по здравоохранению
Мингорисполкома, поэтому в 2002 году началась история первого
такого центра в Беларуси.
— Мы многое получили от питерских коллег: они нас
обучали, поддерживали в работе, оценивали результаты, —
рассказывает Ольга
— Вообще, много общались с российскими коллегами
из других городов, чтобы получить знания и опыт. Времени
с тех пор прошло достаточно, а учимся мы до сих
пор. Ведь когда перестаешь это делать, ты перестаешь быть
специалистом. Сегодня мы и сами обучаем коллег, проводим
стажировки и семинары.
В центре раннего вмешательства помогают детям
с различными диагнозами. Однако показанием для посещения
является любое нарушение развития, а не медицинское заключение.
Будь оно в социальной, социально-эмоциональной, когнитивной,
речевой либо двигательной сфере.
— Все эти нарушения обусловлены разными заболеваниями:
болезнями нервной системы, наследственными проблемами, нарушениями
психологического развития, обменными нарушениями, —
перечисляет заведующая. — Но «лидирующая» позиция —
у детей с неврологическими заболеваниями.
Посещать центр ребенок может с самого рождения
и до трех лет.
— Некоторые виды нарушений, например, расстройства
аутистического спектра, не всегда можно определить в раннем
возрасте. Поэтому ребенка приводят только годам к двум, —
объясняет Ольга. — Направляют к нам неврологи, педиатры, ЛОРы,
иногда — генетики. Но существуют и другие источники,
из которых можно о нас услышать. Некоторые получают
информацию о нас от других родителей, из общественных
объединений, например, в «Рано»
(Республиканском общественном объединении родителей
недоношенных детей) или в Республиканском
социально-благотворительном общественном объединении «Даун Синдром.
Инклюзия».
«Занятия проходят без мучений»
Сейчас в центре раннего вмешательства работает семь
специалистов: два логопеда, два психолога, два педиатра
и инструктор-методист физической реабилитации. За год
здесь получают помощь около трехсот детей, в основном —
жители Первомайского и Советского районов столицы. Но центр
принимает детей со сложными диагнозами и со всего
Минска.
— Триста детей в год — довольно большая
цифра, — говорит Ольга Авила. — Но мы можем
их принять, потому что занятия проходят не курсами
и не ежедневно. Как правило, ребенок занимается один
раз в неделю. У каждого малыша есть определенное
время и день, когда он с родителями приходит
на занятия. Пропускать посещение можно только в некоторых
случаях: по болезни, во время прохождения курсов
реабилитации, санаторно-курортного лечения, либо когда вся семья
уезжает на отдых.
С ребенком, имеющим отставание в одной-двух областях развития,
как правило, занимается один специалист. Например, если
у маленького пациента наблюдается задержка моторного развития,
то физической терапией с ним занимается
инструктор-методист физической реабилитации. Логопед будет
заниматься с ребенком с задержкой речевого развития.
А малыш, у которого есть проблемы с поведением,
отправится к психологу.
Но если у ребенка выраженные проблемы в развитии,
ограничивающие его жизнедеятельность, то без работы двух
специалистов тут не обойтись.
— Мы максимально стараемся приспособиться
к ребенку: к его активности и его темпу, к его
возможностям и потребностям. Те дети, которые давно получают помощь
у нас приходят на занятия с радостью и удовольствием. Многие
родители отмечают, что в нашем центре они впервые увидели, что
занятия могут проходить без слез и мучений, — отмечает специалист.
— У нас подход не по шаблону. Мы думаем
о каждом ребенке: что именно будет эффективно конкретно для
него? Что ему понадобится в реальной жизни? Фактически,
для каждого создаем свою уникальную методику.
Привносить в работу что-то свое Ольга может благодаря
опыту: она работает детским врачом-реабилитологом уже 20 лет.
Основная задача этого специалиста — разработка индивидуальных
программ реабилитации для детей с ограничениями
жизнедеятельности или с риском их появления.
Один из проектов, помогающих ребятам с нарушениями в развитии,
— «Семья каждому ребенку», который реализуют Детский Фонд ООН
(ЮНИСЕФ) и Приорбанк. Благодаря ему каждый может пожертвовать
определенную сумму денег, чтобы помочь детям с инвалидностью
восстановить контакт с родителями или найти новую семью, а молодым
людям с инвалидностью — наладить самостоятельную жизнь при
поддержке специалистов и волонтеров. У желающих есть возможность
сделать благотворительный взнос или оформить автооплату, чтобы
поддерживать проект на определенную сумму каждый месяц.
«Многие не осознают, что это на всю
жизнь»
Второй не менее важный и объемный кусок работы для
специалистов центра — работа с родителями.
— Их реакция на психотравмирующую ситуацию
абсолютно нормальна для любого человека, — продолжает
собеседница. — Мы как специалисты знаем, каким образом
эти реакции протекают, какие есть стадии переживания. Стараемся
поддержать родителей, насколько это возможно. Довольно много
времени у них уходит на то, чтобы принять ситуацию.
Но не все всегда гладко — часто люди, уже покидая
центр, все равно не верят, что проблемы не «уйдут», что с ними
придется жить всю жизнь. Наша задача — научить родителей
справляться с повседневными трудностями, помочь ребенку жить
нормальной жизнью, такой же, как у сверстников. Это
значит иметь режим дня, когда бесконечные лечебные и
реабилитационные процедуры не нарушают повседневные рутины: сон,
еду, игру и отдых, иметь праздники и выходные, посещать
общественные места и детские коллективы.
Самый важный элемент в работе, как отмечает Ольга, —
подача правдивой информации о состоянии ребенка в форме,
которая будет понятна родителям. Важно вести беседу очень тактично
и бережно. Отталкиваясь от этого, нужно дать импульс
к жизни, пробудить в родителях желание развивать
малыша.
— Помощь следует организовать таким образом, чтобы
не все занятия были подготовлены специально. Хотелось бы,
чтобы это рабилитационные моменты были как бы
встроены в жизненную рутину, — объясняет заведующая.
— Становится жаль ребенка, родители которого хотят достичь
мгновенных и видимых результатов, а ведь так получается
не всегда. И они морально стегают чадо, как загнанную
лошадь: «мы будем безостановочно работать, мы живем ради
результата». А за этим всем теряется смысл жизни.
Ее простые радости попросту исчезают в бесконечных и
нередко болезненных процедурах реабилитации.
Вот почему наша задача — помочь сделать этот процесс
незаметным: в игре и общении с пациентом, предоставляя
родителям информацию о том, как можно помочь ребенку развиваться в
домашних условиях без страха и насилия. Иногда специалистов
центра не воспринимают всерьез. Думают, что мы — тети,
которые играют с ребенком на его же уровне. Однако
за каждым нашим действием лежит глубокий смысл, который
мы можем родителям объяснить. Почти со всеми это
получается.
«Важно понимать, что семья справляется
с ситуацией»
Самым приятным в работе моментом Ольга называет результат.
Как непосредственно в развитии ребенка, так и в том,
что вся семья может жить полноценной жизнью.
— Радостно видеть, что родители могут работать,
ребенок — посещать детские дошкольные учреждения. Это
означает, что семья полностью справляется с ситуацией. Нам
важно осознавать, что дети и родители здоровы, счастливы
и находят в себе силы не только заботиться
о своей ячейке общества, но и помогать другим.
И таких родителей много. Они делают большое дело для страны,
для общества и помогают всем нам изменяться в лучшую
сторону. Очень надеемся, наша заслуга в этом тоже есть, —
улыбается Ольга Авила.
Елена Курьян — мама маленькой Арины, которая посещает центр
с шести месяцев. У девочки — судорожный синдром:
болезненные спазмы могут настигнуть малышку в любое время.
— Мы ищем лечение везде, но даже сейчас медицина
не все знает и умеет. Но все, что сегодня может
помочь в нашей ситуации, мы максимально
используем, — делится Елена.
Арина ходит в ресурсный центр уже полтора года,
и менять место мама не планирует.
— Из всех центров, которые мы посещали,
этот нравится больше всего. Здесь все в деталях,
каждый педагог участвует в жизни ребенка. У наших детей
не все идет само по себе, как у обычных
ребятишек. Необходимо нас направлять, чтобы мы знали
элементарные, казалось бы, вещи: как прыгнуть, как правильно
поставить ножку, — рассказывает женщина. — Во время
занятия с ребенком специалисты обучают и нас.
К тому же, сильно поддерживают психологически. Для
уставших мам это очень большая забота. Тебя здесь всегда встречают
с искренней улыбкой и теплом. А для ребенка возможна
постоянная смена деятельности — им же часто
надоедает то или иное занятие.
Подтверждает слова Елены и Наталья Гудкова — еще одна
мама, которая приводит в центр на занятия своего
трехлетнего сынишку Романа. У него задержка психоречевого
развития и множество сопутствующих диагнозов.
— Здесь с сыном работают дефектолог и психолог,
они оказывают огромную помощь и ему, и нам, —
делится Ромина мама. — Это неоценимо, когда тебя учат, как
правильно общаться и заниматься с ребенком вне центра.
И результат обязательно будет, если выполнять все
рекомендации. Здесь работают прекрасные люди, которым мы очень
благодарны.
Иногда на занятия приходит и старшая сестра Ромы
Настя. Ее тоже вовлекают в процесс, рассказывая, как
играть и общаться с братом.
Ольга Авила отмечает, что в работе с ребенком
и его семьей есть еще один не менее важный элемент —
уметь одергивать себя тогда, когда хочется предложить малышу
помощь, о которой он не просит.
— Наша задача — научить его справляться с тем,
что он реально может сделать сам. Если все делать
за ребенка, есть риск того, что многие навыки у него появятся
позже, что ему будет сложно справляться с повседневными
проблемами, — рассказывает специалист. — Да, конечно,
бывает очень тяжело. Люди нашей сферы всегда имеют очень высокий
риск эмоционального профессионального выгорания. Однако
мы об этом знаем и стараемся грамотно с этим
работать. Потому что у нас очень важная миссия. Кто, если
не мы?
Присоединиться к проекту «Семья каждому ребенку»
и внести вклад в будущее детей Беларуси просто: можно
сделать единовременный платеж с помощью сайта, или оформить подписку
на ежемесячное списание с карты любой суммы от 1
белорусского рубля, а также через платежно-справочные
терминалы, мобильный и интернет-банкинг Приорбанка, USSD-запрос
*222*22# для абонентов МТС, систему «Расчет»
(ЕРИП).
Комментарии