Рассказывать о своих
Журнал
Эта тенденция, как считает автор, зародилась в 2020 году во времена пандемии коронавируса. На это повлияло много моментов: затруднённый доступ к медицинским услугам из-за перегруженности систем здравоохранения, самоизоляция и стремление жить иначе после выхода из локдауна.
Тенденция получила своё название — SickTok. Так, теги #СДВГ и #аутизм имеют более 60,3 млрд просмотров в тиктоке, появились новые создатели контента с официальными и неофициальными диагнозами, а также многочисленные психологи и терапевты, которые ведут свои каналы и рассказывают о симптомах и о жизни с каким-либо ментальным расстройством. Как отмечает автор, стремление к уникальности придало тем людям, кто раньше испытывал социальные сложности, определённую культурную ценность.
Как считает автор материала, сегодня социальные сети "превратили диагноз в личность", что привело к появлению влиятельных инфлюенсеров, которые строят свой образ на особенностях своего состояния.
По мнению журналиста, чем более размытыми становятся эти идентичности, тем легче их превращать в товар. Чтобы поддерживать интерес пользователей тиктока и инстаграма*, создателям контента необходимо сглаживать свою индивидуальность. "В итоге контекст удаляется, а симптомы обобщаются или даже сфабриковываются до такой степени, что могут быть применимы к любому человеку", — пишет автор, отмечая, что это выглядит очень заманчиво для большинства людей, которые изо всех сил стараются идти в ногу с требованиями капитализма
Другими словами, эти стремления превращаются в тренд. Однако эта тенденция таит в себе много опасностей. Так, в журнале Comprehensive Psychiatry была опубликована статья, в которой говорится, что воздействие этих трендов на подростков повышает вероятность того, что у них действительно начинают развиваться те симптомы, которые они в себе видят.

Появляется всё больше свидетельств тому, что социальные сети становятся средством "заражения психическими заболеваниями, которые люди самостоятельно диагностируют". Например, уже известны случаи, когда у одержимых SickTok подростков появлялись симптомы таких заболеваний, как синдром Туретта или диссоциативное расстройство личности. При этом у тегов #Tourettes и #dissociativeidentitydisorder в настоящее время 9,5 млрд и 1,7 млрд просмотров в тиктоке.
Отмечается, что в последнее время нейродивергенция претерпела ребрендинг ради того, чтобы "сохранить кошельки пользователей открытыми". Хотя основная идея осталась той же: негативная самооценка, которая объединяет таких людей, подпитывается нарративом, при котором их состояние представлено как проблема, которую надо решить, есть и изменения. Так, сегодня ментальные проблемы и отличия превратились в признак оригинальности и индивидуальности, а симптомы — в "суперсилы", которые отличаются некой эстетикой.
Тенденцией, в свою очередь, пользуются те, кто может заработать на этом деньги. Это касается, например, фармацевтических компаний, которые предлагают широкий выбор препаратов, способных облегчить симптомы — настоящие или вымышленные — самостоятельно диагностированных заболеваний. Ещё одно денежное направление — приложения и проекты, направленные на поддержку психического здоровья, которые используют в качестве рекламы тренды на SickTok.
В конце материала автор подводит итог, что разнообразное мышление среди 8 с лишним млрд человек — это нормально. И хотя тенденции, при которых эти различия подчёркиваются, на первый взгляд и приносят пользу, на самом деле, по мнению журналиста, они отвлекают внимание от проблемы. Принадлежность к субкультуре и превращение этих различий в товар превращает тех, кто имеет какие-либо отличия, в объекты восхищения, а не в людей с неудовлетворёнными потребностями, живущих в системе, которая им не подходит.
И для того чтобы людей, отличающихся от других, перестали угнетать, а общество могло двигаться вперёд, нам следует "перестать путать идолопоклонство с инклюзивностью и принятием".
*Instagram принадлежит Meta, признанной в РФ экстремистской организацией
Комментарии