Александр Наумович Митта родился 28 февраля 1933 года. Сначала он не планировал связывать свою жизнь с кинематографом: Саша Рабинович (так его тогда звали) отучился в Московском строительном институте имени Куйбышева (МГСУ). Его преподавателем был «отец» авангардной архитектуры Константин Мельников. А ещё в студенческие годы Александр Наумович взял себе фамилию Митта. Его однокурсницей была дочка чувашского поэта Васьлея Митты, и такую же фамилию носили родственники Александра по маминой линии.
Несмотря на техническое образование, после института Митта устроился работать художником, а именно — графиком-карикатуристом. А в 1960 году поступил на режиссёрское отделение ВГИКа в мастерскую Михаила Ромма. С 1960-го по 2016 год Александр Митта снимал фильмы, некоторые из которых стали культовыми
«Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» (1976)
«Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» — один из самых
известных фильмов Митты. Фото © Фильм «
«Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» — это картина «Мосфильма» по неоконченному роману Пушкина «Арап Петра Великого», который Александр Сергеевич писал про своего прадедушку Абрама Ганнибала. Камерунец Ганнибал был приёмным и крёстным сыном императора, хотя попал к нему в качестве «диковинки» с рабовладельческого рынка Константинополя. Абрама Ганнибала в картине играет Владимир Высоцкий. Фильм весёлый и красочный. Правда, есть небольшой курьёз: Высоцкий был светлокожим, поэтому для роли в фильме ему пришлось покрасить кожу в смуглый цвет. Из-за того, что в США полувеком ранее белые артисты порой перекрашивались в чёрный цвет, чтобы развлечь свою аудиторию унизительными шутками про темнокожее население, такая практика теперь называется blackface («чёрное лицо») и считается расисткой. Но фильм Митты — историческая мелодрама, снятая по произведению потомка главного героя с максимальным уважением к первоисточникам.
«Экипаж» (1979)
«Экипаж» — один из самых кассовых фильмов в истории СССР. В 1980
году он занял шестое место по сборам. Фото © Фильм
«
«Экипаж» стал одним из главных режиссёрских успехов Митты. Двухсерийный фильм-катастрофа, пожалуй, является единственной картиной в таком жанре, фокус которой направлен не на масштабные спецэффекты, а на человеческие взаимоотношения. Каждый член «Экипажа» страдает от своей собственной семейной драмы, а кульминационные события фильма служат своеобразной метафорой. Когда ломается человеческая семья, последствия действительно напоминают поломку самолёта на взлётно-посадочной полосе. А ещё фильм занял шестое место по кассовым сборам в 1980 году.
«Таёжный роман» (2001)
Вы когда-нибудь хотели увидеть советский фильм, но снятый в
нулевых в виде сериала? Посмотрите «Таёжный роман». Фото © Фильм
«
«Таёжный роман» 2000-го года — это сериал из 8 серий с
элементами мелодрамы. Он также показывает, что любовь, дружба и
криминал встречались не только в 90-е: ещё за 20 лет до распада
СССР криминала уже было достаточно, особенно в закрытых военных
городках вблизи границы. Кстати,
«Затерянный в Сибири» (1991)
После распада Советского Союза Александра Наумовича Митту
заинтересовала жизнь в Сибири. Фото © Фильм «
Это реалистичный и пронзительный фильм про ГУЛАГ. Как раз такие и надо было снимать в 1991-м. По сюжету молодого английского археолога, который находится на раскопках в Иране, советские агенты принимают за американского шпиона. Англичанина похищают, под воздействием физической силы и психологического давления вынуждают подписать признательные показания и отправляют в лагерь. Там он знакомится с местным бытом, борется за выживание и встречает свою любовь — начальницу лагерного медпункта. Был ли пойман тот самый американский шпион, из-за которого археолог попал в ГУЛАГ, неизвестно.
«Шагал — Малевич» (2013)
Дети девяностых заплачут от визуальной составляющей фильма Митты
«Шагал — Малевич». Фото © Фильм «
«Шагал — Малевич» вышел на экраны 3 апреля 2014 года. Его снимали в Витебске, потому что картина показывает жизнь Марка Шагала в своём родном городе. Лозунг «Художники в борьбе за власть» мягко намекает на противостояние признанного мэтра с Казимиром Малевичем, амбассадором нового направления живописи — супрематизма. Шагал приглашает Малевича в свою художественную школу, и автор «Чёрного квадрата» пытается убедить учеников в том, что быть супрематистом — это круто.
«Шаг» (1988)
Это русско-японский фильм, и снял его Александр Митта. Фото ©
Фильм «
Александр Митта часто выступал в роли новатора своего стиля. А это был соцреализм, внутри данного художественного течения новаторство даётся с особенным трудом. И вот в 1988 году Александр Митта снимает невероятную картину «Шаг». Это совместное производство «Мосфильма» и компании Shigoto Film Production. Снята картина в лучших традициях соцреализма: это художественная «почти что документалка» о событиях 29-летней давности. В центре сюжета — эпидемия полиомиелита в Японии в 1959 году и то, как русские врачи доставляли в Страну Восходящего Солнца вакцину.
Начните просмотр картин Александра Митты с фильма «Шаг». А на
его знаменитый «Экипаж» в 2016 году сняли ремейк, куда мэтра
позвали в качестве эпизодического актёра. Приносим семье мастера
глубочайшие соболезнования.
Комментарии