
Сегодня не стало Веры Алентовой. Актрисы, чье имя стало синонимом целой эпохи в советском и российском кино, чей талант был отмечен самой высокой народной любовью и профессиональным признанием. Она ушла на 84-м году жизни, оставив после себя галерею незабываемых образов — от хрупкой учительницы до железной леди, от жертвы обстоятельств до победительницы. Ее кинематографическая судьба — это история невероятной художественной смелости и безграничной преданности профессии.
Вспомним ключевые вехи этого удивительного пути.
«Дни летные» (1966). Дебют и прощание

В первой своей картине 23-летняя Вера, только что окончившая школу-студию МХАТ, появилась в образе учительницы Лидии Федоровны. Фильм о летчиках-истребителях стал не только ее кинематографическим крещением, но и символом личной драмы. В это время ее молодой муж, Владимир Меньшов, не получив московской прописки, уехал в Ставрополь
«Такая короткая длинная жизнь» (1975). Первая трансформация

Восьмисерийная сага стала для СССР предтечей телевизионных сериалов. Алентова, получив одну из главных ролей — Насти Овчинниковой, — совершила беспрецедентный для того времени акт перевоплощения. Ей предстояло прожить на экране целую жизнь: от юной девушки до уставшей, опустошенной женщины. Чтобы добиться нужной, почти гротескной непривлекательности в финале, актриса пошла на хитрость — специально оттопыривала уши. Это был жест настоящей артистки, для которой правда образа важнее собственного имиджа.
«Москва слезам не верит» (1979). Звездный час

Роль, которая сделала ее звездой всесоюзного масштаба, могла ей не достаться. Алентовой не нравился сценарий, а режиссер Владимир Меньшов (уже ставший ее мужем) рассматривал на роль Катерины Тихомировой других актрис первого ряда. Но судьба распорядилась иначе. Ее Катя — добрая, искренняя, прошедшая через обман и предательство к тихому личному счастью — покорила сердца миллионов. В 1980 году Алентова была признана лучшей актрисой СССР, а в 1981-м фильм получил «Оскар». Этот образ навсегда вписан в золотой фонд отечественного кинематографа.
«Завтра была война» (1987). Сила характера

В пронзительной экранизации повести Бориса Васильева Алентова сыграла одну из своих самых жестких и запоминающихся ролей — завуча Валендру. Ее героиня — воплощение догмы, бесчеловечной советской системы, ломающей судьбы детей. Актриса снималась в этой картине практически бесплатно, веря в важность истории. Ее Валендра отталкивающая и страшная в своей убежденности, но сыграна с такой мощью, что вызывает леденящий трепет.
«Ширли-мырли» (1995). Гротеск и самоотдача

В знаменитой комедии Меньшова, собравшей созвездие народных артистов, Алентова блеснула в нескольких эпизодических, но ярких ролях. На съемках одного из них, где ее героиню нужно было ударить по лицу, партнер Валерий Гаркалин наотрез отказался. Тогда Алентова, всегда готовая на эксперимент ради правды, предложила альтернативу: «Душите меня». Эта готовность к профессиональному риску всегда была ее сутью.
«Зависть богов» (2000). Возраст без границ

В 58 лет Алентова совершила новый смелый шаг, сыграв в третьем фильме мужа телередактора Соню — женщину в расцвете лет, охваченную страстью. Роль требовала откровенных сцен и психологической наготы. Актриса later признавалась, что тряслись колени от страха и стыда, что ее осудят. Но она переборола себя, создав сложный, живой и чувственный образ зрелой женщины, имеющий право на любовь и ошибки.
«Бальзаковский возраст, или Все мужики сво…» (2004−2007, 2013). Семейный альбом

Сериал, ставший культурным феноменом 2000-х, объединил на площадке всю семью Меньшовых: Веру, Владимира и их дочь Юлию. Алентова сыграла экс-супругу главной героини, мать, подругу — мудрую, ироничную, уставшую от любовных бурь, но не разучившуюся жить. Это была роль-итог, роль-наблюдение, в которой зрители с любовью узнавали не только героиню, но и саму актрису.
«И все-таки я люблю…» (2007) и «Ампир V» (2022). Диапазон

Даже в более поздних работах Алентова демонстрировала невероятный диапазон: от драматической матери в сериале «И все-таки я люблю…» до эпизодической, но эффектной роли в скандальном фэнтези Виктора Гинзбурга «Ампир V». Она не боялась нового формата и оставалась востребованной, пронеся свою профессиональную честность и мощный талант через шесть десятилетий служения искусству.

Вера Алентова была не просто народной артисткой. Она была частью национальной идентичности. Ее героини — Катя, Настя, Соня — отражали судьбы и чаяния миллионов женщин страны, становясь для них отражением, поддержкой, примером. Она умела быть хрупкой и несгибаемой, смешной и трагичной, простой и непостижимой. Ей было дано редкое умение проживать на экране целые жизни, наполняя каждый момент подлинной человеческой правдой.
Ее светлый талант, ее мужество и ее бессмертные роли навсегда останутся с нами. Светлая память Великой Актрисе.
Комментарии