
Поезд из Нальчика (наши дни)
12 лет назад эксперты по моделирования и прогнозу катастроф Монтерейского технологического института провели исследование, чтобы узнать, что чаще всего становится причиной различного рода аварий и крупных происшествий и пришли к выводу, что в 82% случаев решающим фактором является человеческая ошибка. Виновниками железнодорожной аварии, которая случилась 45 лет назад под Москвой, также стали люди, два машиниста поезда, следовавшего из Баку в столицу, заснули во время пути, что привело к гибели десятка людей. Можно ли было этого избежать? Давайте разбираться.
«Разбуди любого человека ночью, он первое мгновение не будет понимать, что происходит, а те, кто оказался в том поезде рассказывали, что это было похоже на продолжение кошмара. Как будто в моменте они оказались в эпицентре землетрясения. Хватаешь руками воздух и не знаешь, за что зацепиться. Опоры нет, с верхних полок летят вещи и люди. И дикий, животный страх от непонимания, что случилось и запах, отвратительный запах жженой резины», — так пересказывал воспоминания тех, кто оказался в поезде «Нальчик-Москва» ликвидатор аварии Андрей Сердюк
За полчаса до их приезда, ранним утром 13 сентября 1980 года скорый поезд сообщением Нальчик — Москва на подходе к станции Ока южнее Серпухова протаранил состав № 94, следовавший в столицу из Баку. Вагоны сошли с рельсов и превратили в крошево платформу, при этом электровоз первого поезда от сильного удара развернуло поперек путей.

«Все плиты платформы были вздыблены вверх, половина из них раскрошены, а из открытых дверей поездов как будто после наркоза, медленно выходили люди. При этом весь путь был усеян подавленными персиками, яблоками и треснувшими арбузами», — продолжает свой рассказ Андрей. Поезд сообщением Баку-Москву был на 100% заполнен курортниками и работниками торговли, которые везли в Первопрестольную дары жаркого юга. Все свободные места в составах были забиты коробками с фруктами, которые теперь рассыпались по путям. Рядом сидели пассажиры с загорелыми телами, но бледными лицами, которые сами пытались как-то перевязать себе раны, которые они получили в момент столкновения. Среди 540 пассажиров было много детей, но как раз они пострадали меньше всего. Поскольку в минуты катастрофы малыши спали с родителями, в момент ЧП, первыми с полок полетели взрослые, по сути, приняв весь удар на себя.

А вот проигнорировать ночной сон в ту роковую ночь решила локомотивная бригада машиниста Валерия Кузьменко и его помощника Игоря Конова. Они должны были сменить уставших коллег на станции Скуратово в Тульской области. По регламенту новая смена должна 8 часов отсыпаться в доме отдыха перед ночным дежурством, но Кузьменко и Конов решили поиграть в карты, поэтому, когда в три часа ночи они взяли на себя управление локомотивом Баку-Москва, они уже были порядком уставшие.

В 4 часа 15 минут поезд № 94 проехал станцию Приокская и взял курс на мост через Оку. На 104-м километре дороги Кузьменко, видя сигнал об ограничении скорости, притормозил до 42 километров в час. А дальше случилось то, что потом конспирологи назовут роковым слепым пятном. Считается, что именно в этом районе постоянно происходят различные мистические явления, которым нет и невозможно до сих пор найти логичного объяснения.
Например, после на суде и машинист и его помощник не смогли объяснить, как получилось так, что они одновременно заснули в один и тот же момент. Оба водили составы больше 10 лет, оба понимали всю ответственность своей работы и не могли не осознавать к каким последствиям приведет такая безалаберность, но между тем, отключились, в то время как локомотив на всех порах несся вперед. На сотом километре в направлении Серпухова, оставшись без рулевого, поезд начал замедлятся при въезде на гору, а потом, выждав минуту на вершине, по инерции покатился вниз. В это время в столицу ехал пассажирский поезд № 62 из Нальчика с 612 пассажирами.

В 4:19 на локомотивном светофоре зажегся желтый сигнал, и машинист сбросил скорость до 30 километров в час. Потом резко загорелся красный и понимая, что это значит, машинист Николай Андросов нажал рычаг экстренного торможения. В бакинском поезде резко проснулся Кузьменко и увидев летящий под гору локомотив, также бросился к рычагу экстренного торможения. Но сделал это слишком поздно. Тормозной путь поезда составляет 100 метров, 100 роковых метров, катастрофы было не избежать.
«Если Кузьменко смог проснуться на минуту раньше, он бы смог остановить поезд и гибели людей удалось бы избежать», — озвучат выводы экспертизы на суде. Но история не имеет сослагательного наклонения. За 5 секунд до удара машинист Андросов и его помощник Андрей Руднев успели выскочить из кабины.
С рельсов сошли три последних вагона поезда № 94. Первый отбросило на соседний путь, третий хвостовой вагон, врезавшийся в электровоз развернуло поперек пути, а второй хвостовой вагон выбросило на платформу станции Ока, и тот ее полностью разрушил. Жертвами столкновения стали 31 человек (28 пассажиров и три проводника), еще 58 человек получили сильнейшие травмы. Для разбора завалов нагнали заключенных — они ломами раздвигали фрагменты вагонов, вытаскивали окровавленные и грузили их в машину. Врачи местной больницы не спали следующие три дня, стараясь помочь пострадавшим людям.
Суд признал виновным в катастрофе Валерия Кузьменко и приговорил его к 8 годам тюрьмы, а вот его помощника Игоря Конова просто уволили с работы. Машинист другого поезда Николай Андросов и помощник машиниста Андрей Борисович Руднев были оправданы судом.
Фото: scbist.com, Андрей Епихин, Роман Демьяненко, Василий Шитов/ТАСС
Комментарии