Артист делится житейской мудростью
Меланхолия и лукавство во взгляде, неторопливость в движениях и в манере речи, ну и, конечно же, совершенно особое чувство юмора — все это Александр Ширвиндт. А еще — многогранность интересов: игра на сцене, театральная режиссура, съемки в кино, преподавание в «Щуке», радио, эстрада… Марк Захаров в своей книге написал, что «Ширвиндт, наверное, все-таки не артист… Тем более не режиссер. Если спросить, кто он такой, отвечу, что профессия у него уникальная. Он — Ширвиндт».
1. О работе
Карьера — это мера тщеславия, а у меня тщеславие дозировано необходимостью не выпасть из обоймы достойных людей.
Как-то Галя Волчек сказала, что пребывание на посту худрука — это не выбор, а приговор. Я тоже был приговорен к этому креслу — не как реформатор и крушитель ненавистного прошлого, а как сохранитель на плаву этого циркообразного «корабля».
Чем добрее человек, тем он доступнее. А если он при этом еще и талантлив, то становится липкой бумагой для сонмища «мух», мощно и бессмысленно жужжащих вокруг.
Не надо сравнивать актера с его героем. Актерское искусство — это перевоплощение
Хотя я всю жизнь работаю в Театре сатиры, сатира — это уже не мое, она подразумевает злость. Мне ближе самоирония — спасение от всего, что вокруг.
2. О детях и семье
С Татой мы стали встречаться, будучи старшеклассниками. Накануне того дня, когда объявили о смерти Сталина. Мы с ней долго гуляли, и наутро она опоздала в школу. Пришла радостная, а все плакали. Все подумали, что она радуется смерти Сталина, а она про это даже не знала.
Воспитание — это вообще миф, мистика. Судя по
Чем бы ребенок ни занимался, ни увлекался, родитель всегда должен делать вид, что ему это очень нравится. Если ребенка все время от всего отговаривать, то его и потерять можно. Поэтому смысл взаимоотношений с детьми — это постоянное умиление их действиями, начиная с первых шагов.
Внуки у меня уже взрослые, и сейчас не я их воспитываю, а они меня: я должен все время в напряжении быть, чтобы их не подвести, не расстроить.
3. О дружбе
Дружба — это, во-первых, привычка. Все, что зарождалось там, на лоне молодости, уже тянется шлейфом, если не происходит катаклизмов. И второе: это должна быть такая отдушина, чтобы хотелось видеться.
Я со всеми на «ты» — такова моя жизненная позиция. «Ты» означает для меня искренность общения, и это не панибратство, а товарищество; кроме того, сегодня я старше почти всех.
Я среди компании отличаюсь тем, что обожаю слушать. Все же говорят о себе любимом в том или ином качестве — талантливом, бездарном, но только о себе. «Ну, как дела?» Только пасть откроешь — «А у меня, знаешь, какая история» — и покатилось…
Со страшным ускорением уходят в небытие соученики, сослуживцы, друзья. Не хватает ни сил, ни слов, ни слез. Нечем заполнить вакуум единственной питательной среды — дружбы.
4. О возрасте
Старость — это не когда что-то забываешь, а когда забываешь, где записал, чтобы не забыть.
Старость — это аритмия сердца, желаний и надежд. Именно желаний, а не возможностей. Ну, добежать, долюбить — с этим все понятно, а именно отсутствие острой необходимости.
Я с возрастом становлюсь, признаюсь, хуже. Был гораздо категоричнее, смелее и мудрее, причем когда все было нельзя. А когда все стало можно, я стал всего бояться. Старость…
Иногда, очень недолго, мне бывает где-то в районе двадцати лет. А иногда мне под сто. Я боюсь выглядеть старым. Боюсь умирания постепенного, когда придется хвататься за что-то и за кого-то. Я красивый старик, боящийся стать беспомощным. В общем, диагноз — «старость средней тяжести».
С возрастом мы все время преодолеваем разного рода пороки, и когда наконец все преодолено, образуется огромное количество времени, которое нечем занять.
Комментарии