Бюрократия — одна из главных проблем любого государства. Госсервисы частично её решают. Процедура заполнения документов упрощается, а главное — вам незачем ехать в учреждение, всё можно сделать онлайн. Россия — один из лидеров в этом направлении, и скоро всё может стать ещё лучше.
Россия впереди Европы и США по развитости Интернета. Не отстают и государственные сервисы. Это способ упростить получение госуслуг и избежать физических очередей
Собственно, так и получается. В 2019 году, по данным исследования международной консалтинговой компании BCG, Россия заняла третье место в мире по темпам роста использования цифровых госуслуг и вошла в топ-10 стран по интенсивности их использования.
BCG опросила более 13 тысяч человек в 30 странах об использовании ими цифровых госуслуг. Выяснилось, что Россия входит в топ-10 стран из выбранных по частоте использования цифровых госуслуг, а по темпам роста она занимает третье место, опережая среднемировой уровень почти втрое — 42% против 15%.
В среднем россияне используют 9,1 типа государственных услуг онлайн. Позади жители Швеции (8,8) и Нидерландов (8,2), впереди Индия (14,5, первое место), Аргентина (11) и страны Азии.
Почти половина (47%) опрошенных россиян использует электронные госуслуги хотя бы раз в неделю. Чаще всего с их помощью они платят налоги и штрафы, ищут актуальные данные о погоде или дорожной ситуации (84%), обращаются по вопросам трудоустройства (73,8%) и здравоохранения (68,9%).
— Всё зависит от того, насколько жители готовы переходить в онлайн. Так, в Южной Азии инфраструктура развита лучше, в Южной Америке и Африке — меньше, — говорит президент АНО "Умные города" Артём Ермолаев.
Главный сервис — "Госуслуги". И его популярность стремительно растёт

Фото © ТАСС / Кирилл Кухмарь
Самый популярный государственный сайт в России — "Госуслуги". И его статистика показывает, насколько интенсивно развивается весь сегмент.
Вот какие числа характеризуют сайт на конец 2019 года:
- заказано больше 152 миллионов услуг;
- проведено 61,5 миллиона платежей;
- общая сумма оплат через портал составила 64,5 миллиарда рублей;
- зарегистрировано 17 миллионов новых пользователей;
- общее число пользователей портала составило 103 миллиона человек.
Топ-5 услуг, которые заказывали чаще всего в 2019 году:
- запись на приём к врачу — 62 912 922 запроса;
- извещения о состоянии лицевого счёта в ПФР — 25 366 585 запросов;
- регистрация автомобилей — 9 610 100 запросов;
- запись в детский сад — 7 527 580 запросов;
- проведение экзаменов и выдача водительских удостоверений — 6 258 886 запросов.
Как дела за границей?

Фото © Shutterstock
Россия — один из лидеров в сфере электронных госуслуг. Главные конкуренты — страны Азии.
В Индии, стремящейся в число ведущих IT-государств мира, запущено несколько онлайн-платформ. Хотя, по сути, это личный идентификационный номер. В системе AADHAR человек получает цифровую подпись, хотя пока она не является полноценным заменителем всех документов.
Лидеры по развитию сайтов госуслуг — Дания, США и Сингапур. Правительство Сингапура ещё в 2003 году запустило систему Singapore Personal Access (SingPass), которой пользуется более половины жителей страны. Она открывает доступ к более чем 200 электронным услугам, которые предоставляют примерно 60 министерств и государственных учреждений.
Основной канал связи между жителями Нью-Йорка и муниципальными службами — раздел "311" портала электронных услуг NYC.gov. Это одновременно и номер городской телефонной справки, по которому можно звонить и отправлять текстовые сообщения. Через эту службу можно получить информацию примерно о 3,6 тысячи услуг 38 муниципальных ведомств. Помимо муниципального пакета электронных услуг существует ряд мобильных приложений, которые помогают найти парковку, врача.
— Самый растущий регион — Китай. Но проблема: страна закрытая и узнать, что и как у них работает, проблематично. Прежде всего, они сделали прорыв в области биометрии. Это позволяет сделать гигантский скачок по части идентификации пользователей и получения всех данных о них. Их прорыв с We Chat большой, — говорит президент АНО "Умные города" Артём Ермолаев.
Естественно, в начале пути российские порталы госуслуг ориентировались на азиатов. Окрепнув, они нашли свой путь.
— Для нас примером была Азия. В частности, Сингапур. Но в силу того, что у нас другой менталитет, мы поняли, что достигли другого уровня, и начали движение самостоятельно. Последние четыре года уже мы задаём тренды, — продолжает президент АНО "Умные города" Артём Ермолаев.
Что будет дальше?

Фото © Shutterstock
Артём Ермолаев видит три тренда развития сервисов госуслуг. Если кризис, связанный с коронавирусом и обвалом рубля, не помешает, эти инновации появятся на сайтах в недалёком будущем.
Три тренда развития сайтов госуслуг:
- биометрия (голосовая идентификация, видеоидентификация);
- принятие решений без помощи человека (условно, вы подаёте заявление в одно из ведомств, а решение по нему принимает машина);
- предсказание услуги машиной по наступлении какого-либо факта или вероятность запроса, что он может появиться при каких-либо стечениях обстоятельств.
Комментарии