
4 октября 2020 года от коронавирусной инфекции скончался один из самых легендарных дизайнеров XX века — Кензо Такада. У модельера была интереснейшая история жизни: он прошел путь от сына владельца чайного домика в провинции Хиого до создателя одного из самых популярных брендов одежды и парфюмерии в мире.

Кензо Такада родился 27 февраля 1939 года в Химедзи, в западной Японии. Его родители управляли заведением, где гейши развлекали гостей, играя на классических японских инструментах, танцуя национальные танцы и устраивая чайные церемонии. С детства маленький Кензо наблюдал за ритуалами красоты гейш, а много лет спустя в своих коллекциях создавал похожие наряды.

Сестры обожали Кензо. Они часто просили талантливого мальчика нарисовать платья для их бумажных кукол, а потом и вовсе начали по-доброму эксплуатировать брата, чтобы он шил одежду и для них. Родителям не нравилось увлечение сына одеждой — они считали это женским занятием. На почве этого конфликта Кензо поступил в институт иностранных языков, чтобы изучать английскую литературу, однако творческая натура взяла свое.
Бросив ненавистную учебу, он устроился работать маляром, чтобы накопить денег на мечту

Кензо днями и ночами работал в магазине, одевая состоятельных дам, однако этого ему было мало. Не было свободы дизайнерского «слова»: он не мог на все сто процентов воплотить свои фантазии через ткани, потому что знал, что точно будет отвергнут обществом. Именно поэтому в один прекрасный день 1965 года молодой человек продал все, что имел, уволился и купил билет в Париж.
Не имея много денег, не зная языка и культуры, Кензо все равно принял это решение, которое стало судьбоносным. Так как молодой человек был беден, ему пришлось купить билет на самый дешевый вид транспорта — корабль. Путешествие длилось много месяцев, но для Такада это был настоящий подарок судьбы. Дорога, проходившая через половину земного шара, стала вдохновением: заходя в порты Гонконга, Хошимина, Сингапура, Коломбо, Мумбаи, Джибути, Александрии, Барселоны и Марселя, Кензо рисовал и записывал все то, что оставило неизгладимый отпечаток в его памяти. Это посеяло «семена» идей, которые позже будут прорастать на протяжении всей карьеры кутюрье.

Стол желанный Париж… разочаровал молодого Кензо. На серых и унылых улицах не было ничего от ярких и веселых страниц глянцевых журналов. Это было настоящим ударом, но юноша не спешил сдаваться: ведь не для этого он прошел весь этот путь?
«Помню, как взял такси и подумал — до чего Париж унылый. Это был тот самый Париж, столица моды, город, о котором я так долго мечтал, и все это выглядело так грустно и совсем не так, как в журналах», — вспоминал дизайнер в одном из интервью.
И тогда Кензо решил подарить парижанам яркий цвет.
«Я хотел смешать две вещи, которые я любил, — джунгли и Японию. Когда создавал, я думал о картине Анри Руссо 1910 года ''Мечта''».

В Париже он брался за любую работу, которая хоть как-то приближала его к подиуму. Он рисовал эскизы для магазинов одежды и ателье, продавая их по 20 франков за лист. В те годы в столице Франции работала его сокурсница Ацуко Кондо, которая решила помочь старому другу. Вместе они основали первый бизнес — магазинчик Jungle Jap («Японские джунгли»), и уже там Кензо дал волю своей любви к ярким цветам и безумным принтам. Он даже расписал стены рисунками в духе Анри Руссо, а на вешалки повесил свободные платья с психоделическими узорами. К сожалению, парижанки не спешили покупать одежду «вырви глаз». Они заходили, примеряли цветные платья, восторгались талантом Кензо и…уходили.

Наконец, спустя 5 лет упорного труда в Париже Кензо добился того, чего жаждал. В 1970 году вышел номер французского Elle, на обложке которого появилась модель в цветочном платье Kenzo. И на следующий день Такада проснулся знаменитым. Сотни парижанок штурмовали его маленький бутик, в надежде купить то самое платье «с обложки».
Дизайнер начал действовать еще смелее и пошел ва-банк: он брал элементы национальных костюмов разных народов, создавая нечто глобалистское и одновременно отзывающееся в каждом сердце как «родное», узнаваемое. Кензо придавал этническому костюму, будь то японское кимоно или русский кокошник, французскую элегантность, а французской классике — обжигающую «перчинку» Востока и яркие узоры.
К слову, немногие знают, что бренд Kenzo изначально планировался как тот самый Jungle Jap, однако когда Такада дошел до рынка США, название пришлось резко сменить: слово jap в США — пренебрежительное обращение к японцам. Такада сказал, что не воспринимал всерьез эту проблему, пока дебют его коллекции в Нью-Йорке не вызвал бурю негодования. На японского кутюрье даже хотели подать в суд, но все разрешилось. Кензо пришлось экстренно думать над новым названием, и решение оказалось простым: в 1976 году, когда был открыт флагманский магазин, он просто и скромно назвал бренд в честь себя — так на свет и родился Kenzo.

Риск был главным фактором раннего успеха Такады. Цветочные узоры широко использовались в его кимоно и платьях — в японском искусстве всегда было максимальное присутствие природы. Хлопок также сыграл свою роль: ткань, редко используемая в то время в Высокой моде, позволяла Такаде играть с большими пропорциями и силуэтами. Одежда, которая в основном состояла из пышных рукавов, плиссированных шароваров и нежных кимоно, — была непринужденной, нетипичной и свежей — клиентку Kenzo замечали первой среди девушек Chanel и YSL.

Кензо Такада вышел на мировой уровень благодаря своей непосредственности и неординарному (как он говорил, дикому) взгляду на моду. Так и началась история бренда Kenzo, а сам Такада стремительно развивал свой модный Дом. Он устраивал настоящие шоу из показов. Однажды он организовал дефиле в цирковом шатре в Цюрихе и лично выехал к гостям верхом на слоне. Такой размах не мог остаться незамеченным, а необычный крой сделал вещи Kenzo предметом желаний во всем мире. И к концу 1970-х годов он стал самым продаваемым брендом в мире. Кензо исполнил свою детскую мечту и наконец-то подружился с Ивом Сен-Лораном, а Карл Лагерфельд был ему практически как брат — Такада был абсолютно счастлив в те времена.
Кензо был большим хулиганом. Он одним из первых внедрил производство прет-а-порте и показывал весенние коллекции весной, потому что считал это «очень логичным». Кроме того, бренд начал выпускать парфюм еще до того, как это стало нормой. Первый аромат King Kong оказался провальным, хотя и был любимым у Такада, а в 1980-х Kenzo выпустил несколько успешных ароматов, в том числе и культовый Flower.

К сожалению, популярность Кензо Такады была слишком скоротечна. В 1984 году дизайнер совершил роковую ошибку, заключив контракт с масс-маркет-брендом The Limited. Вместе они создали линию доступной одежды, после чего многие продавцы изделий класса люкс перестали сотрудничать с Kenzo. Такада всегда говорил, что много факторов повлияло на это решение. С приходом 1990-х мода упростилась, стала слишком коммерческой, из нее ушла спонтанность и радость жизни. Кутюрье стали слишком «черно-белыми», а модели больше не веселились. Видимо, и ему стало не так интересно.

Такада не раз говорил, что он был отличным дизайнером, но в то же время просто ужасным бизнесменом. Когда его возлюбленный Ксавье де Кастелла, с которым он прожил много лет, умер в 1990-м, а партнер по дизайну Ацуко Кондо перенес инсульт в 1991-м, Кензо совершенно отчаялся, ведь за два года он потерял и любимого человека, и правую руку по бизнесу.
«Мое разбитое сердце не зажило. Моя мечта тоже исчезла», — писал Кензо Такада.

После своего ухода из Kenzo Такада решил посвятить себя дизайну интерьеров. В этом он тоже весьма преуспел — в 2017 году уже работал совместно с Roche Bobois — культовым парижским мебельным ателье, которое сотрудничало с Кристианом Лакруа, Соней Рикель и Жан-Полем Готье. Кензо создавал удивительные и неповторимые предметы интерьера, а также вручную расшивал диваны и другую мебель.

Несмотря на то, что Кензо покинул модную индустрию и целиком посвятил себя созданию ароматов и проектированию интерьеров, он сохранил авторитет и влияние. Миллионы японских студентов в сфере моды вдохновлялись и вдохновляются удивительной историей успеха трудолюбивого Кензо Такады. Он стал кумиром для Рей Кавакубо и Йоджи Ямамото: Кензо приоткрыл им дверь в Высокую моду и подарил взгляд на стиль, навсегда интегрировав восточные мотивы в европейскую культуру.

В отличие от других дизайнеров, Кензо Такада никогда не обижался на новых владельцев бренда, которые всегда приходили с новыми идеями. Наоборот, после своего ухода он часто появлялся в первых рядах на показах Kenzo, с удовольствием наблюдая за свежими идеями молодых дизайнеров.
Фото: Getty Images
Комментарии