В 2026 году вырастет основная ставка НДС. Как это повлияет на привычки обычных россиян, например тех, кто ежедневно выпивает 2–3 чашки кофе? Об изменениях, которые почувствуют кофеманы в России, и новых вызовах кофейному бизнесу эксклюзивно Life.ru рассказал основатель компании «Точка Чёрного» Евгений Голенищев.
Новые налоги: что изменится
С 1 января 2026 года Минфин повышает ставку НДС с 20% до 22% — из-за роста основной ставки также изменится и соответствующая ей расчётная ставка НДС — с 16,67% до 18,03%. И хотя рост составит всего два процента, ожидается, что последствия налоговой реформы будут серьёзными. Дело в том, что НДС — «невидимый» налог, и фактически он влияет на цены большинства товаров, поэтому повышение ставки затронет все звенья цепочки: от поставщика сырья до конечного продавца.
Таким образом в итоге реформа приведёт к росту цен именно для конечных покупателей — обычных россиян. Например, раньше организация продавала пачку салфеток за 100 рублей, из которых 16,67 рубля уходило в бюджет в виде НДС. Теперь же, чтобы бизнесу сохранить свои 83 рубля, цену с учётом налога придётся увеличить до 101,26 рубля. При этом, по оценке ЦБ РФ, рост цен будет краткосрочным, а инфляция из-за изменения ставки вырастет примерно на 1 процентный пункт (по разным оценкам)
Что будет с кофейным бизнесом: цены в супермаркетах и кофейнях
Повышение ставки НДС — это не просто абстрактная манипуляция с цифрами в налоговом кодексе. Оно отразится и на кошельках, и на привычках простых людей, а одна из самых популярных ежедневных привычек россиян — кофе. Люди пьют сваренный в турке кофе дома, покупают чашечку латте в вендинге по дороге на работу, заглядывают на капучино в кофейню после ужина — каждый день и круглый год.

Прямое и немедленное следствие: рост цен. Пачка молотого или зернового кофе в супермаркете подорожает. Поскольку НДС закладывается в стоимость товара на всех этапах производства и логистики, итоговая цена для потребителя вырастет. Производители и импортёры не смогут поглотить рост налога и переложат его на покупателя. В первом полугодии мы ожидаем повышения цен на 5–10%. Дальше всё будет зависеть от ключевой ставки: если она продолжит снижаться, цены стабилизируются, а если нет — можно ждать дополнительные 5% подорожания во втором полугодии. Но уже очевидно: для того, чтобы сварить кофе дома, россияне будут тратить чуть больше денег.
Ощутимее всего эффект почувствуют сети кофеен — потому что повышение НДС затрагивает компании с оборотом выше 60 млн рублей. Подорожают сами ингредиенты. Кофейные зёрна, молоко, сиропы, выпечка — закупка всего этого для кофейни станет дороже из-за роста НДС у большинства поставщиков, которые уже пересекли лимит в 60 миллионов. Рост затрат уже начался, и цены по цепочке передаются конечному потребителю.
К тому же подорожают операционные расходы. Аренда помещения, коммунальные услуги, обслуживание кофемашин — всё, что включает в себя НДС, также станет дороже.
Всё будет дорожать, и многие кофейни с оборотом около 10 миллионов в год окажутся на грани. Дело в том, что рентабельность такой кофейни обычно не превышает 10–15%. Добавьте к этому 5% роста расходов из-за НДС у поставщиков, рост аренды и зарплат — и бизнес уходит в ноль или в минус. Владельцу остаётся два выхода: либо поднимать цены, либо закрываться. В итоге чашка капучино или латте, которая стоила 300 рублей, может легко превратиться в 350–400 рублей. Цена на фильтр-кофе и эспрессо также поползёт вверх.
Что станет с вендингом
А вот на рынок вендинга реформа практически не повлияет. Дело в том, что в России вендинг — это в основном частная история, в отличие от Японии, где им занимаются крупные корпорации вроде Coca-Cola, устанавливая тысячи аппаратов. У нас типичный игрок — это начинающий предприниматель, который устанавливает один-три кофейных аппарата. Чтобы такой бизнес попал под действие повышенного НДС (оборот в 60+ млн), ему нужно быть невероятно крупным игроком. А с порогом в 150 миллионов — и подавно.

Фото © Shutterstock / FOTODOM / tartanparty
К тому же средняя выручка одного вендингового аппарата — около 80 тысяч рублей в месяц. Даже с несколькими точками предприниматель остаётся в безопасной зоне. Да, некоторые расходники могут незначительно подорожать, но в рамках себестоимости чашки кофе это будет повышение на 5–10 рублей, а не на 50–100, как в сегменте кофеен.
При этом данные по ряду сетей показывают прирост как в B2B-сегменте (партнёры по франшизе), так и в B2C. Более того, у вендинга появляются новые возможности, например, снап-боксы с едой. Это позволяет увеличить средний чек с той же площади и делает бизнес ещё более эффективным. На фоне того, что цены в кофейнях будут расти, а зарплаты нет, люди начнут чаще выбирать более бюджетные варианты. Поэтому для самого вендингового бизнеса серьёзных изменений нет.
Меньше кофе с собой
В итоге перед потребителем, который привык пить кофе в кофейне или брать чашку с собой, встанет вопрос: готов ли я платить за любимый напиток 350 рублей вместо 250. Скорее всего, обычный человек задумается об альтернативах: вендинг, растворимый кофе дома или собственная кофеварка. Большая вероятность, что массовый потребитель частично откажется от кофе с собой в пользу более дешёвого сегмента, то есть вендинга. Совсем отказаться от кофе люди не готовы.
Ранее Life.ru сообщал, что . На уровне правительства и администрации президента ведутся дискуссии о введении лимита доходов для «упрощенцев» в 30 млн рублей, хотя это предложение пока не утверждено. В случае его принятия компании, чей доход в 2025 году превысит этот порог, с 2026 года будут обязаны уплачивать НДС по ставке 22%, 5% или 7%.
Всё о власти, выборах и работе государственных институтов — .
Комментарии