Жизнь в обществе и в окружении других людей — это постоянный процесс создания образа самих себя. Подумайте, как часто вы о себе что-то недоговариваете, что-то приукрашиваете, стараетесь вести себя каким-то особенным образом, пытаясь «произвести впечатление». Люди постоянно заняты разыгрыванием «идеального перформанса» для окружающих, чтобы казаться кем-то немножко другим, кем-то «лучшим».
Получается, что есть минимум два измерения нашей жизни: то, какие мы «на самом деле» (что бы это ни значило), и то, какими мы хотим казаться окружающим нас людям. Например, на вопрос знакомого «как дела?» мы, скорее всего, не будем рассказывать о менструальной боли или недовольстве своими детьми. Есть социальные нормы, которым большинство людей следуют абсолютно неосознанно, и именно эти нормы указывают на то, что приемлемо озвучивать, а что нет, как можно себя вести, а как не следует.
Слепое следование этим нормам, цензурирование себя в том, что можно рассказать, а что нет, приводит к интересному эффекту существенного искажения реальности. Если все женщины верят, что быть домохозяйкой — это прекрасно, но на деле ужасно страдают и никому не рассказывают о своих страданиях, то каждая из них по отдельности чувствует себя «ненормальной», ведь остальные «счастливы». И каждая осуществляет перформанс «счастья» для окружающих, чтобы казаться «нормальной»
Вы несчастны? Это ваша проблема!
Пример с домохозяйками — это не плод
моего воображения. В 1963 году американская журналистка Бетти
Фридан издала книгу
Помимо анализа прессы и других медиа, Фридан сама стала разговаривать с этими женщинами, и выяснилось, что для многих, слишком многих женщин сужение всей жизни до роли жены и матери было разрушительным. Женщины сходили с ума от монотонности и бесцельности и при этом не понимали, что с этой проблемой можно сделать и возможно ли её решить. Ведь общество настойчиво твердило, что с ними уже случилось самое лучшее — они вышли замуж, и потому они должны быть счастливы. Значит, проблема в них самих, но никак не в ложных обещаниях счастья?
Магия честного разговора
Но магия происходит тогда, когда женщины начинают озвучивать свой реальный опыт, свои реальные чувства. Пойти на открытый и искренний разговор — это большой риск, ведь каждая боится оказаться «ненормальной» и не найти поддержки. Но когда одна женщина начинает говорить правду, потом вторая, потом третья — вдруг оказывается, что всё это время не они были причиной проблемы, но внешние обстоятельства и социальные условия.
В 1960-х всё в той же Америке женщины начали собираться вместе и искренне говорить о том, что с ними происходит. Эта, казалось бы, очень простая и безобидная практика стала мощнейшим политическим оружием и важнейшим событием в истории борьбы женщин за свои права.
Это явление называется
В такие редкие моменты люди перестают быть зацикленными на своих идеальных перформансах и начинают обнажать реальность, которая от идеала всегда слишком далека. И это приносит невероятное облегчение и освобождение.
Группы роста самосознания существуют до сих пор,
и любая из нас может такую группу
«Группа роста самосознания — это было практически первое в моей жизни место, где я могла говорить о своем личном опыте правду, и моя речь не обесценивалась как „истерика“, „чрезмерная чувствительность“ и „отсутствие чувства юмора“. Я почти нигде не чувствовала себя безопасно с людьми. Я впервые ощутила от других участниц, что по-настоящему ничего не должна — я могу говорить/делать ровно столько, сколько хочу и сколько могу. Что более полное осознание своего опыта, своих ощущений и потребностей — это и есть хороший результат, в том числе политический. Потому что это освобождение себя. А ты — я — любая женщина — это очень много и очень важно. И никто, кроме тебя самой, сделать это для тебя не может».
Хор о насилии
Первой массовой акцией публичного женского
высказывания в цифровую эпоху стал флешмоб в социальных
сетях под тэгом
Для большинства мужчин стало откровением, как, оказывается, незащищены и уязвимы женщины. Очень многие мужчины отказывались верить этим историям, нашлись, конечно же, и те, кому это показалось скорее возбуждающим, нежели пугающим.
Не обошлось, конечно, и без морализаторов, сравнивающих акцию со стиркой грязного белья на публике и утверждающих, что это «мерзко» и «о таком не говорят». Но случилось важное: женщины увидели, что их опыт не уникален, а значит, они сами ну никак не могут быть виноваты в том, что с ними произошло.
Девочкам веками вдалбливали в головы, что именно они могут контролировать, будут их домогаться или нет. Чтобы обезопасить себя, от девушек требовалось выполнять свод правил: не ходить в одиночку по тёмным дворам, «целомудренно» одеваться, скромно себя вести. Однако благодаря флешмобу идеология «жертва сама виновата» рассыпалась в пух и прах, ведь как бы ты себя ни вела, как бы ни выглядела, где бы ни находилась — ты всегда можешь оказаться на месте тех, кто писал эти свои истории. А значит, дело не в тебе. Дело в том, что насильники до сих пор считают, что могут осуществлять с женщинами то, на что сами женщины не согласны. И нужно переключить внимание на воспитание мальчиков в том ключе, что нельзя делать с женщинами ничего против их воли. Отличный повод для родителей мальчиков задуматься о том, как воспитать его так, чтобы минимизировать вероятность, что из сына вырастет человек, для которого насилие — норма.
Говорить правду и не бояться
Скандал с Харви Вайнштейном даёт надежду, что мир, и правда, меняется и сексуальные домогательства перестанут быть чем-то приемлемым и нормальным. Однако нам всем важно понимать, что сами собой перемены не произойдут.
Пока женщины боятся открыто говорить о своём
опыте и осуждают тех, кто это делает, насилие и другие
формы подавления будут продолжать быть частью жизни
и повседневности. Это применимо далеко не только
к сексуальному насилию. Пытаясь угнаться за идеальным
образом, некоторые женщины используют социальные сети для всё
большего уверения самих себя и других женщин, что этот
идеальный образ реален и достижим, прямо как героини книги
Фридан. К примеру, «
Чтобы что-то сдвинулось с мёртвой точки и несправедливости и страданий стало чуть меньше, важно начать делать главное — говорить. Честно и откровенно.
Комментарии