
Несмотря на непристойные предложения, которые ей делали «сто раз», актриса считает, что в жизни ей повезло. Она не стремится никому угождать, уважает выбор других, а свой всегда делает в пользу семьи, чего бы ей это ни стоило.
— Вспоминаю ваши первые роли — и сразу приходит на
память «Леон» (конечно, помимо «Звездных войн», это уже другая
история). Вам ведь было лет двенадцать, когда
— Мне исполнилось двенадцать как раз во время съемок
Другое дело, что после роли в фильме «Красивые девушки» у меня, 14-летней, появился малосимпатичный, прямо скажем, статус: «объект фантазий взрослых мужчин». Помню, как, страшно волнуясь от переизбытка эмоций, открыла свое первое письмо от фанатов. И что я прочитала? Описание, как они меня «имеют» в своих фантазиях! Когда же мне исполнилось 18 лет и я официально стала взрослой, даже профессиональные кинокритики получили скользкую возможность поговорить в рецензиях о моей «распустившейся как бутоны» груди...

— Ваши родители понимали, что делают, позволив вам сниматься в рискованных проектах в столь юном возрасте?
— Читая сценарий того же «Леона», папа с мамой, конечно, не
понимали, насколько фильм будет «сексуализирован». Потом им тяжело
было его смотреть. Они даже чувствовали себя виноватыми. Считали,
что поступили безответственно, позволив мне сыграть. Но позже я
пришла к выводу, что мы зря так испугались. Несправедливо полагать,
что подростки не обладают сексуальностью. Она входила и в мою
сущность. Так зачем же ее подавлять? Напротив, надо позволять этой
сексуальности выразиться и не видеть в этом угрозы. Но, конечно,
есть черта, которую не стоит переступать. Когда Эдриан Лайн решил
снимать ремейк «Лолиты» 1962 года легендарного режиссера Стэнли
Кубрика по роману Владимира Набокова, я гордо заявила ему:
«Позвольте вам сказать, я знаю, что это за кино. Оно будет
низкопробным!» Кажется, я все-таки не употребила слово
«похабный» — его не нашлось в моем тогдашнем лексиконе.
(Смеется.) Однако родителям я твердо заявила, что «ни за что не
соглашусь целоваться со стариком». (После отказа Портман Лолиту
сыграла Доминик Суэйн, «старика» Гумберта —
— В тех же «Красивых девушках» в вашу юную героиню влюбляется герой Тимоти Хаттона, которому уже за двадцать, и он говорит, что вы более хорошенькая, чем его взрослая подруга!
— Да, в ретроспективе это выглядит странно. Особенно если
учесть, сколько актрис, сыгравших вместе со мной и в том фильме, и
в других, оказались потом жертвами сексуальных преследований
продюсера Харви Вайнштейна. Но я была ребеночком, к которому все
относились крайне уважительно и трепетно, и я ничего не подозревала
о том, что творилось со мной рядом, на этих площадках! Вообще, вся
моя «детская» часть карьеры сложилась на редкость безопасно и
удачно — в сравнении с тем, через что пришлось пройти моим
партнершам. И

— А вас и позже бог миловал!
— О, у меня тоже было сто всяких историй, но они не идут ни в какое сравнение с настоящим преследованием. Я ни разу не подвергалась прямому физическому насилию. Поэтому даже не собираюсь «примазываться» к своим пострадавшим от насилия коллегам. Однажды один могущественный продюсер предложил мне прокатиться на его частном самолете, а я подумала: почему бы и нет? Мне же сказали, что планируется большая компания! Только потом я поняла, что он меня обманул: кроме нас, в салоне никого не было и стояла одна-единственная кровать. Но тут я заявила, что чувствую себя некомфортно, — и, к счастью, он встретил мой отпор с уважением. Но по-настоящему я осознала, насколько та ситуация была не о’кей, только когда раскрылись ужасные истории, в первую очередь с участием Вайнштейна. Моей реакцией на открывшиеся обстоятельства было: «Господи, как же мне тогда повезло!»
Мужчинам, к сожалению, в нашем обществе свойственно плохо себя вести и причинять женщинам страдания. Домогаться их, особенно на рабочем месте, когда женщины от них зависят. Это, конечно, не означает, что и мужчины не могут оказаться жертвами.
А еще мне представляется ужасным, когда женщин, которые решились на откровения, начинают яростно преследовать, словно это они в чем-то виноваты. И, по сути, женщины становятся жертвами во второй раз — только теперь уже публичного осуждения. За то, что молчали. Но у каждого человека существует свой предел, нужно почувствовать себя готовым к таким признаниям! Я рада, что могу финансово помогать пострадавшим, оплачивая юридические услуги, в том числе благодаря созданному нами фонду. Не только женщинам и мужчинам из нашей индустрии, но и людям с гораздо меньшими доходами — тем, кто не может себе позволить заплатить адвокату или оплатить судебные издержки и поэтому не решается постоять за себя.

— Недавно мы говорили с Риз Уизерспун. Она тоже принимает участие в этом движении. Устав от плохих сценариев — актрисам предлагают дурацкие роли, — она взялась сама создавать фильмы, стала успешным продюсером…
— Риз — это сила. Она дает работу и нам, и себе. Находит, создает, выбивает, ведь что ни говори, а от продюсера зависит почти все. Риз поразительно умеет распоряжаться деньгами. Вкладывать их ровно в те проекты, которые того стоят. И я ее безмерно уважаю. Согласна с ней полностью: 90 процентов сценариев, которые я получаю, — полный отстой, безумие, сумасшествие! Сексуальное насилие, какие-то ужасы, происходящие с детьми... Да я не желаю это даже читать, не то что играть!
— Ну и как выходите из положения?
— Учусь у Риз! Она меня вдохновляет. Я пытаюсь сама работать режиссером. Но это очень трудоемкое занятие. У меня не получается совмещать столько дел сразу и семью, как это умудряется делать Уизерспун.
— Вторая, не менее актуальная сейчас в Голливуде тема — разница в оплате труда актеров и актрис...
— Думаю, не только агенты, но и продюсеры, и студии, и каналы, в том числе сетевые, — все должны обеспечить полную прозрачность в этом вопросе, справедливое распределение гонораров. Хотя, должна сказать, вокруг этой темы сложилось множество мифов. Не всегда гонорары актеров заведомо больше, чем у актрис. Это не совсем так.
— Какое-то время назад вы стали веганом. А не так давно отдали свой голос за кадром документальному фильму «Мясо. Eating Animals» — о том, как издеваются над животными на фермах...
— Знаете, я была беременна первым ребенком, когда прочитала книгу Джонатана Сафрана Фоера, по которой сняли эту картину. И как раз беременность очень повлияла на мое решение. «Чем я собираюсь кормить своего ребенка?» — все время спрашивала я себя, как и автор книги. Я хотела передать своему малышу ценности, в которые верила, но не навредить его здоровью. И, признаюсь, было непросто перейти от вегетарианства к веганству. Я никого не призываю мне подражать и полностью менять свой подход к выбору еды. Это желание должно прийти осознанно. Как и, например, желание не использовать пластиковые бутылки. Но и в том, и в другом случае иногда можно делать исключение. Допустим, у вас сильная жажда, а воды в стеклянной бутылке нет. Конечно же, нужно утолить жажду, не испытывая при этом вины! Но если вы слишком часто едите мясо, может, стоит ограничиться одним разом в неделю и сделать это с полным осознанием? Больше всего я ненавижу подколки типа: а вы не думаете, что овощам тоже больно, когда вы их едите? А разве вам не известно, что растения друг с другом общаются? И тому подобные насмешки и приколы, которые не раз приходилось выслушивать. Но не надо атаковать меня за мой выбор. А я не собираюсь оспаривать ваш.
Комментарии