
По сведениям платформы Edtech Smart Ranking, рынок онлайн-образования в 2024 увеличился на 19% по сравнению с 2023. Вместе с тем доверие к инфобизнесу снизилось из-за громких скандалов с блогерами, продающими пустышку под видом ценного продукта, за который требуют огромные деньги.
Сегодня у многих на слуху дела о мошенничестве Елены Блиновской, Саши Митрошиной и других. Аудитория взрослеет, и вместо волшебной таблетки требует прозрачности и практической пользы. К сожалению, призвать обманщиков к ответу не всегда удается из-за недостаточной осведомленности потребителей о своих правах. Однако шанс существует. Как вернуть деньги, если курс не оправдал ожидания, рассказал Геннадий Кузьмин, адвокат, управляющий партнер адвокатского бюро МКМ.
Как распознать некачественный продукт?

На волне популярности инфобизнеса в сети появляются курсы, марафоны, обещающие быстрый и гарантированный результат. Типичные примеры — «Марафон желаний» Елены Блиновской, «Стратегии на миллион» Оксаны Самойловой.

Авторы некачественных онлайн-курсов действуют по стандартной схеме: сначала убеждают клиента в его несостоятельности в какой-либо сфере, а затем предлагают эффективное решение проблемы с помощью образовательного продукта
Ситуация осложняется и другими факторами. Большинство курсов распространяется через соцсети, поэтому контроль их качества минимальный. Авторы часто работают без официальной регистрации, не заключают договоры с клиентами и не предоставляют документы о получении оплаты.
Некоторые из них и вовсе используются псевдоимена, дают ложную информацию о себе или живут за границей, поэтому применить к ним претензии или подать иск о низком качестве услуг невозможно.
Можно ли вернуть деньги за псевдообразовательный курс?
Если клиент оплатил услугу, но передумал, он вправе вернуть деньги. Возвратить полную сумму есть шанс в таких случаях:
- Обучение не стартовало. Но если автор потратил часть средств на подготовку материалов, он может вернуть только оставшиеся деньги. В качестве доказательства расходов блогер должен предъявить чеки, квитанции и другие документы.
- Низкокачественные курсы. Подтверждением данного факта может служить меньшее число часов или несоответствие заявленной программе, отсутствие обучающих материалов или изменение состава спикеров.
- Обучение не началось в указанный срок. Если к обозначенной в рекламе дате доступ к учебной информации не открыли, услуга не оказана, и можно требовать возврата средств.
- Когда курс уже стартовал, но не оправдал ваши ожидания, можно вернуть часть суммы. Для этого нужно отправить извещение автору, сообщить о своем решении и причинах отказа от услуги, сослаться на пункты договора, предусматривающие возможность возвращения оплаты.

В некоторых случаях средства возврату не подлежат. Это случается, если сразу после денежного перевода клиенту были направлены все обещанные материалы в хорошем качестве, или покупатель решил вернуть всю сумму после окончания обучения. Исключение — ситуации, когда, например, было гарантировано трудоустройство, но по факту услуга не оказана.
Стратегия возврата средств за некачественное онлайн-обучение
Вернуть потраченные на обучение средства можно, если иметь четкую стратегию действий:
- Подготовьте документы, которые доказывают вашу правоту. Это могут быть договоры, чеки об оплате, скрины денежных переводов, переписка с автором, обучающие материалы. Подтвердить низкое качество курса помогут негативные отзывы других пользователей в сети.
- Попытайтесь мирно урегулировать вопрос. Для этого составьте письменную претензию, направьте ее на электронную почту продавца или через форму обратной связи на сайте. Если есть фактический адрес, лучше отослать документ заказным письмом.
- При отсутствии реакции обратитесь в Роспотребнадзор. Подавайте заявку через сайт или лично в письменной форме. Можно попробовать вернуть деньги через банк с помощью процедуры чарджбэк.
- Обратитесь в районный суд, если предыдущие меры не дали результата. Опишите все обстоятельства дела, приложите собранные документы и оплатите госпошлину.

Есть альтернативный вариант обращения в суд, это обращение в правоохранительные органы. Составьте заявление о том, что в соответствии со статьей 159 УК РФ в отношении вас было совершено мошенничество. Приложите документы для доказательства своих слов.
Отнесите заявление в полицейское отделение или дежурную часть. Убедитесь, что оно было принято и зарегистрировано. Далее напишите жалобу и передайте ее в прокуратуру, сообщив, что полиция уже занимается вашим делом.
Потеря крупной суммы из-за покупки некачественного курса не повод опускать руки. В России уже известны несколько громких случаев, когда авторов псевдообразовательных программ привлекали к ответственности. Правоохранительные органы строго следят за деятельностью блогеров и принимают меры против мошеннических схем. Главное — своевременно обратиться за помощью к специалистам и предоставить весомые доказательства.
Комментарии