Психолог Надежда Гришина объясняет, почему в нашем,
таком христианском, обществе востребованы гадалки, бабки, знахари,
целители и прочие эзотерические мастера, обещающие привороты,
отвороты и снятие порчи.
Надежда Гришина — практикующий
психолог, арт-терапевт, символ-драматист. Ведущая тренингов
на тему личностного роста и отношений.
Популярность оккультизма в Беларуси можно заметить
невооруженным глазом: объявления пестрят на автобусных
остановках, ларьки «Белсаюздрука» изобилуют брошюрами о магии,
телеканалы продолжают показывать жаждущим «Битву экстрасенсов»,
а номера «ценных специалистов» передаются по сарафанному
радио среди родственников и знакомых.
Доверие к этим людям действительно высоко,
и сомневаюсь, что среди читателей найдется много таких, кто
не обращался к ним сам либо не получал
от окружающих совета обратиться. Давайте попробуем разобраться
с этим феноменом.
Начну с того, что с точки зрения психологии развития,
жизнь — это череда возрастных кризисов, через которые человек
проходит с той или иной степенью успешности.
В процессе каждого из кризисов человек все время
отделяется от чего-то и приобретает все большую степень
автономии и силы. Сначала человек отделяется
от материнской утробы в процессе рождения, потом отделяет
свою личность от маминой при кризисе трех лет, потом отделяет
свою идентичность от родительской при подростковом кризисе,
и так далее. И принцип развития таков, что если кризис
не был прожит человеком, то зависшие задачи будут
повторяться в течение его жизни снова и снова,
но только в других декорациях.
В каждом из нас от рождения заложен потенциал,
который можно назвать талантом или предназначением.
Но качества, необходимые для раскрытия и реализации этого
потенциала, — не врожденные. Процесс
их формирования непростой и требует напряжения.
Никакой педагог не научит играть на инструменте
ребенка, который не занимается сам
Никакой тренер не может воспитать спортсмена, если тот
не тренируется по собственной инициативе. Также
и формирование внутренних качеств не может произойти,
если человек не ставит перед собой такую цель.
В психологии эта внутренняя мотивация называется личной
ответственностью. Именно она дает свободу и силу менять свою
жизнь.
А теперь — про гадалок. Вот идет человек по жизни
и сталкивается с кризисом. Не с детским или
подростковым кризисом, пройти который помогают родители,
а с кризисом во взрослой, серьезной жизни. Например,
здоровье барахлит, на работе — провал, партнер бросил,
проблемы с законом — да что угодно. Ситуация слишком
сложная, и у человека нет нужных знаний и ресурсов
для ее разрешения. Ему необходима помощь,
но ни медицина, ни юриспруденция, ни близкое
окружение ему не помогают.
И тут он узнает о наличии специалиста, который
внушает ему: если проблема не разрешается на грубом
материальном уровне, значит, для этого есть потусторонние
причины.
Обычно эзотерический сервис заключается в том, что для
текущей проблемы находится объяснение в прошлом — сглаз,
порча или проклятие, наложенное недавно или же десятилетия
назад. Клиенту предлагают возможность снять этот мешающий и не
преодолимый никакими другими способами энергетический блок
за определенную плату. На что, естественно, человек
не может не согласиться.
Я не могу назвать себя материалистом. И тем
не менее с точки зрения практикующего психолога
скажу: привлекательность помощи такого рода —
в пассивно-потребительской позиции клиента.
Он получает информацию, что неприятности, произошедшие
в его жизни, не следствие его собственных прошлых
поступков, отсутствия каких-то качеств, наличия деструктивных
установок о себе и мире. Оказывается, что человек
совершенно «невинен и чист», а причиной его несчастья
является чья-то зависть или злой умысел.
Например, если не ладятся отношения с мужчиной —
его приворотила другая женщина. Если портится здоровье —
кто-то сглазил. Если проблемы на работе — кто-то плохой
пытается вытеснить с помощью порчи. И так далее.
И теперь мудрый, добрый и заботливый целитель снимет
воздействие этого зла — и жизнь наладится.
И с человека снимается ответственность за то, что
происходит с ним в его жизни. А как
психологу мне очень хорошо известно, что снятие с себя
ответственности — это очень и очень желанная перспектива
для любой незрелой личности, каковые составляют значительную часть
общества. И я вижу именно в этом основную причину
популярности такого вида услуг.
Еще одна причина популярности гадалок в том, что человеку
говорят то, что он хочет услышать, и, как правило, что-то, что
подпитывает его самооценку. Но, к сожалению, эта подпитка
не удерживается надолго, и человек снова сталкивается
с реальностью. Только денег уже не вернешь.
Могу поделиться опытом обращения к целителям одной моей
клиентки, которая пыталась забеременеть методом ЭКО. Она посчитала,
что зачатие новой жизни — это материя, лежащая
за пределами логического и рационального. И захотела
узнать, не потеряет ли она свои деньги, подписываясь
на дорогостоящую процедуру, эффективность которой
не гарантирована. Она обращалась к трем различным
гадалкам для формирования «объективной картины»,
и от всех получила убедительный ответ: процедура должна
завершиться успешно. Каково же было ее разочарование,
когда две предпринятые попытки ЭКО закончились крахом.
Нужно признать, что есть и социологические факторы
популярности гадалок и целителей на постсоветском
пространстве. Если кому доводилось бывать на Украине, то,
думаю, вы со мной согласитесь: там увлеченность сервисами
подобного рода еще выше. В то же время, пожив
на Западе, я обратила внимание, что тамошнее население
относится к оккультным услугам намного прохладней.
Все люди в той или иной степени нуждаются в наличии
покровительственной организующей системы, роль которой в наши
дни играет государство. Если эта система хорошо отлажена
и граждане страны доверяют ей, это дает им достаточную
степень спокойствия и уверенности, что они справятся
со сложностями и неопределенностями этого мира.
В тех же обществах, где опереться на государство
сложно, люди ищут эту опору в других источниках.
И существование «волшебников», которые обещают, что решат все
ваши проблемы, манит возможностью ощутить в нашей далеко
не простой жизни хоть немного больше устойчивости
и защищенности.
В завершение хочу сказать: несмотря на то, что
центральная идея психологии заключается в том, что
мы ответственны за все, что происходит в нашей
жизни, надо признать, что никто из нас не бог.
А потому принять внутренние и внешние ограничения —
важная часть психологической зрелости. И здесь
на ум не приходит ничего лучше, чем молитва, широко
известная в психологических кругах: «Боже, дай мне смирение
принять то, что я не могу изменить, мужество, чтобы
изменить то, что я могу, и мудрость, чтобы различить эти
вещи».
Комментарии