"Оплакивают свои винировые улыбки, свой тыквенный латте". Константин Богомолов написал эссе о русском народе, "элите" и "холопах"

ЖенскийЖурнал

72 Просмотры Откликов

Театральный режиссер, худрук Театра на Бронной и супруг Ксении Собчак Константин Богомолов написал для РИА "Новости" текст под названием "Диетическое горе" — нечто среднее между манифестом и эссе, — в котором размышляет о российских интеллигентах и либералах и осуждает "элиту, которая скорбит по прошлой жизни". Под прошлой жизнью режиссер подразумевает время до начала военной спецоперации РФ на Украине в феврале прошлого года.

В эссе Богомолов приходит к выводу, что после 24 февраля "элита" не может жить так, как раньше. По его мнению, представители этого класса "лишились права, сидя на двух стульях, быть прогрессивными ворами, интеллигентными убийцами, филантропами-коррупционерами, необразованными аристократами, совестливыми актерами", "патриотичными предателями, геями-традиционалистами, либеральными гомофобами, язычниками во Христе и прочая". Они, по мнению Богомолова, "лишились возможности брать деньги одновременно у кровавого режима и у европейских фондов, выкачивать бабло из страны и тратить его на Западе, снимать о русской хтони на деньги торговцев нефтью и оружием, создавать современное искусство и печатать смелую газету с разрешения органов и при покровительстве идеолога суверенной демократии посвящать "темных русских" в тайны европейского прогрессивного искусства".

По мнению Богомолова, в российском обществе есть каста "особых русских": они исповедуют демократические ценности, но при этом презирают обычных "темных" соотечественников: режиссер называет это "специфически русской формой социального расизма, наследующей крепостной привычке".

"Парадоксально — девяносто процентов из этих "особых" называют себя европейцами и просвещенными либералами. Исповедуют идеи демократии. Равенства. Справедливости

Но в глубине души презирают своих недостаточно успешных, недостаточно "продвинутых", "темных" соплеменников", — пишет Богомолов. Народ же в их глазах — "неиндивидуализированное месиво из рабочих, крестьян, служащих, мелких предпринимателей, врачей и учителей, военных, живущих бедно и не взлетающих высоко не только и не столько по причине плохо работающих социальных лифтов, сколько по причине собственной ничтожности и генетического убожества".

Делятся они, как считает режиссер, на два подкласса: имеющие деньги и влияние люди и интеллектуально-интеллигентское сословие. "Так образовался союз денежно успешных плебеев и денежно бездарных интеллигентов. И, пожалуй, нет и не может быть теснее союза — склеивает два этих класса не выгода, а беда: одиночество в собственной стране. То самое сознание себя "особыми". Ибо и те и другие, неистово презирая друг друга, еще более неистово презирают собственный народ. Боятся его. Не доверяют ему. И не любят эту странную, живущую непонятно как и неясно как выживающую сквозь века и страдания массу. Для них они — толпа".

По словам Богомолова, простой народ для них — "холопы" (холопами Алла Пугачева называла своих хейтеров, которые раскритиковали ее за отъезд из России. Богомолов в своей статье о певице не упоминает. — Прим. ред.). "Жить без них невозможно. Ибо интеллектуалам дают они право писать и снимать о "хтони", свою черноту выдавая за тьму окружающего мира".

После начала спецоперации, считает Богомолов, эта "элита" оказалась в растерянности и теперь скорбит о прошлой жизни, вместо того чтобы отбросить презрение к своей стране и работать. "Страна внутри страны. Сообщество внутри общества. Мир "особых русских". <...> Они не умнее прочих. Хотя многие — да. Они точно не красивее других. Просто ухоженнее. Они стопроцентно не порядочнее. Они часто богаче или образованнее. Но не это делает их особыми. Особыми их делает сознание себя особыми", — пишет режиссер.

Эти "особые" люди после начала спецоперации страдают по прошлому и собственной хорошей жизни, и Богомолов их в этом упрекает: "Не кровь пролитую оплакивают. Свой счастливый смех оплакивают. Свои винировые улыбки. Свою безмятежную жизнь. Свой рай. Свой "Красный Октябрь". Свое тыквенное латте. И пенящиеся шампанским вечера на лазурных берегах, припудренных разговорами об искусстве, утомившем режиме и главное — кто с кем и где почем" (здесь и далее орфография и пунктуация авторов сохранены. — Прим. ред.).

Выражение "тыквенный латте" стало мемом после поста в соцсетях, в котором релокантка жаловалась на отсутствие в Израиле тыквенного латте в сети Starbucks. Пост вызвал ожесточенные споры: кто-то упрекал уехавших из России людей за мелочность, другие считали, что нет ничего страшного в том, чтобы "хотеть нормальных вещей". Вскоре выражение стало социальным маркером, а в соцсетях появились одноименные группы, объединяющие эмигрантов.

Как пишет Богомолов, "горе, застилающее глаза, разрывающее криком горло, удушающее и выворачивающее — это горе холопов", а "горе господ — диетическое". "Что огорчило светлые очи и лики "особых"? "О крови, о невинных жертвах печалимся", — ответят интеллектуалы. Добавят либералы: "За Родину стыдно, и нет сил более ассоциировать себя с бесчеловечным режимом". И едут куда подальше, втайне надеясь, что отъезд этот — забавное путешествие, недолгая отлучка".

"Жизнь простого человека имеет значение — вот как могло бы звучать русское BLM (Black Lives Matter — движение против дискриминации темнокожих, которое имеет большое влияние в США и некоторых европейских странах. — Прим. ред.). Или даже так: мнение простого человека matters. Но русские либералы, восхищаясь американским движением, никогда не поддержат русского BLM. Потому что мнение простого человека слишком не совпадет с их ценностными установками. И правда, простой человек просто скажет, что замучили его граждане ******** (геи. — Прим. ред.), что страну разворовали олигархи, что империя — это хорошо, и много чего еще неприемлемого в цивилизованном европейском обществе скажет простой русский человек, если дать ему слово", — считает режиссер.

Сейчас, как считает Богомолов, "поезд истории пошел по иным рельсам": "Страдания о прошлом надо оставить. Оно должно умереть не только физически. Оно должно умереть в сердцах живущих. Мертвое должно умереть дважды. В настоящем есть смысл и цель. И правда, и дух. И подлинность". По его словам, "надо суметь выйти из "особняка", засучить рукава, и работать, и жить, и верить", "надо отбросить презрение к своей стране и своему народу и услышать гул истории и голос людей. Потому что их мнение имеет значение".

Константин Богомолов и Ксения Собчак
Константин Богомолов и Ксения Собчак

На манифест Богомолова уже отреагировали в телеграме: "Героиня не может не отметить, как он покусал вроде бы всех, но особо безжалостен он к тем, кто на тех же птичьих правах живет в особняке, что и сам Богомолов, интеллигенцию то есть. Богачей, чьей милостью живет в особняке интеллигент, Богомолов кусает нежно, сладострастно. Не теряет надежды дорасти до них, ухватив за рожки свою золотую антилопу Ксень Анатолльну", — написали в телеграм-канале "Героиня Татлера".

Константин Богомолов, в отличие от своей супруги Ксении Собчак, не высказывал публично свое мнение о спецоперации. Однако его коллега Александр Молочников, который покинул Россию и сейчас живет в США, в интервью говорил, что Богомолов придерживается по этому вопросу "позиции зеро" и сохраняет нейтралитет. Несколько лет назад Богомолов высказывался в поддержку оппозиционного политика Алексея Навального (признан российскими властями экстремистом). При этом Богомолов работает в государственном театре, а в одном из своих спектаклей высмеял покидающих Россию эмигрантов, из-за чего некоторые обвиняли режиссера в поддержке спецоперации и в желании "усидеть на двух стульях".

Богомолов не впервые публично делится своими взглядами. Так, в 2021 году он написал для "Новой газеты" манифест под названием "Похищение Европы 2.0", в котором рассуждал о "новой этике". Статья широко обсуждалась в сети и вызвала общественный резонанс.

Ранее в сети Богомолов поспорил со своими коллегами, в том числе с режиссером Евгенией Беркович (позже ее обвинили в оправдании терроризма из-за спектакля "Финист Ясный Сокол" о женщинах, которые вышли замуж за боевиков и уехали за ними в Сирию). Коллеги обвинили Богомолова в конъюнктуре и использовании бюджетных средств, а также раскритиковали за его слова об "идеологии служения повестке".

*Instagram принадлежит Meta, признанной в РФ экстремистской организацией

Как Вы оцените?

0

ПРОГОЛОСОВАЛИ(0)

ПРОГОЛОСОВАЛИ: 0

Комментарии