Сады нидерландского флориста и ландшафтного дизайнера Пита Удольфа называют дикими, а еще иногда – спонтанными. Однако за этим кажущимся хаосам лежит многолетний труд исследователя, который начал разрабатывать собственный садовый стиль в далекие 70-е годы. Свою первую садоводческую фирму в Нидерландах Пит Удольф открыл в 1977 году, а в 1982 году он вместе с семьей поселился в деревеньке Хуммело, где и заложил свой личный сад, где занялся не только разработкой подходов к композиции, но и селекцией дикорастущих культур.
За долгие годы Пит оформил свой подход, поняв, что его не интересуют геометрически и композиционно выверенные садовые формы, он хочет позволить природе решать, как будет выглядеть сад. До того как Удольф стал внедрять свой революционный подход, сады в основном были сезонными и строились вокруг культур-фаворитов (например, роз), после цветения которых композиция теряла привлекательность и сад переставал функционировать, радуя глаз.
Удольф стал заниматься выращиванием диких культур. Наблюдая за ними, он понял, как можно создавать вечно радующие глаз клумбы, ведь одни растения, отцветая, могут уступать место другим, служить для них фоном и дополнять картину. Пит даже отказался от того, чтобы срезать растения, которые отцвели, – в засохших побегах и пожухлых соцветиях флорист увидел особенную красоту. Тем, кто этой красоты не видит, садовник-революционер советует смотреть глубже, воспринимая сад как картину жизни во всех ее проявлениях.

За многие годы работы Пит Удольф вывел более 70 видов растений и разбил множество роскошных садов, которые уже при жизни увековечили его имя. Признание пришло к мастеру в начале 2000-х, когда его пригласили организовать клумбы в саду Lurie на территории парка Millennium в Чикаго. Так у подножия чикагских небоскребов появился совершенно нетипичный сад, состоящий из 26 тысяч дикорастущих и злаковых растений, напоминающий настоящие дикие прерии посреди мегаполиса.

Похожий парк разбил Удольф и на Манхэттене – сад Памяти в парке Battery. С 2009 по 2014 год работал знаменитый садовник и над озеленением другой достопримечательности Нью-Йорка – заброшенной железнодорожной ветки High Line, проходящей по Вест-Сайду на десятиметровой высоте. Более чем 2 км променада было засажено Удольфом его любимыми злаковыми и полевыми растениями. В итоге у мастера получилось создать оазис дикой природы в самом центре города. Сам Пит считает, что этот сад прекрасно символизирует его самую главную идею – победу природы над индустриальным миром.
Конечно, русскому человеку оценить прелесть «диких садов» Пита Удольфа не так просто – уж очень эти «прерии» напоминают реальные сады российских глубинок. Однако не стоит путать искусственную спонтанность пера известного садовника с настоящими зарослями, которые являются результатом отсутствия элементарного ухода за растениями. В садах нидерландского флориста при кажущейся спонтанности каждая композиция продумана – растения подобраны по форме, цвету, сезону цветения, благодаря чему в разное время года создается определенная цветовая гамма и настроение сада.
Комментарии