Машину уже обнаружили на месте падения, и теперь военной комиссии
предстоит изучить все обстоятельства произошедшего и проверить все
версии крушения
Отказ двигателей?
22 сентября примерно в 14 часов дня истребитель Су-30 из состава
790-го истребительного авиационного полка, прикрывающего небо над
центральным промышленным районом России (Москва и область),
разбился в Кувшинском районе Тверской области. Лётчики Су-30
(командир корабля и штурман) катапультировались и были доставлены
обратно на аэродром. Анализ разрушений борта начнётся в ближайшее
время, и уже есть первые версии произошедшего. Две основные — это
техническая неисправность двигателя самолёта и ошибка
пилотирования, пусть и не вполне типичная.
Отказ двигателя.
Су-30 по своей сути единый истребитель не только для России, но и
для ОДКБ вообще, поэтому феноменальная надёжность самолёта —
главное условие поставок в строевые части. В ОКБ "Сухого", впрочем,
давно проектируют машины, способные летать и на одном двигателе
Для этого в мотогондолах Су-30СМ установлены два АЛ-31Ф —
"роллс-ройсы" в мире авиационных двигателей, сломать которые можно
только при ударе о землю или... некачественным топливом. Правда,
версия с некондиционным керосином, которым могли заправить
аварийный борт, вероятно, отпадёт одной из первых.
Инженер-двигателист, кандидат технических наук Сергей Пунто
рассказал, что симптомы некачественного топлива имели бы массовый
характер.
Про эти особенности хорошо знает генерал-майор Харчевский, они в
90-х участвовали в совместных учениях с американцами, и наши
"сушки" заправили американским топливом. На одном из участков
полёта у наших самолётов массово стали отказывать двигатели — и они
штопором пошли вниз. Если бы в Су-30 залили некачественный керосин,
а такое тоже исключать нельзя, отказы были бы и на других машинах.
Поэтому сейчас вся партия топлива будет изучаться и проверяться на
предмет допусков
Сергей Пунто
Инженер-двигателист, кандидат
технических наук
Сбили сами себя
Версия с непроизвольным применением оружия объясняет многие
вопросы в катастрофе с Су-30СМ во время учений. Однако, чтобы
сложить картинку произошедшего, нужно пойти по порядку.
Первое, что нужно знать: Су-30СМ и ведомый Су-35 — это строевые,
боевые и снаряжённые оружием машины, которые отдают на проведение
плановых полётов через снятие с боевого дежурства. Пока их место в
строю занимают другие машины, у лётчиков есть возможность отточить
навыки пилотирования. Ракетное вооружение с боевых машин при этом
снимается по регламенту — с подвесок под крыльями ракеты снимаются
почти сразу после того, как самолёт заруливает на стоянку
аэродрома.
Уже на стоянке с истребителя снимают ракеты "воздух — воздух" с
тепловой головкой наведения и (обычно) разряжают авиационную пушку.
30-мм пушка ГШ-30-1 — это настоящая мясорубка, особенно для
воздушных целей. Расположенная по правому борту прямо под "фонарём"
кабины установка снаряжается 150 боеприпасами на случай ближнего
боя и применяется чрезвычайно редко даже на учениях.
Сама по себе.
Первая версия касается непроизвольного срабатывания электрической
цепи вооружения. Такое, как показывает опыт, может происходить.
Вертолёт Ка-52 дал залп неуправляемыми ракетами по группе военных
на учениях "Запад-2017". Тогда причиной атаки стало непроизвольное
срабатывание электрической цепи, неисправный источник питания.
Однако уничтожить себя собственной пушкой Су-30СМ не мог, и,
вероятнее всего, непроизвольное срабатывание могло быть допущено на
борту ведомого истребителя, роль которого выполнял Су-35 из состава
того же авиаполка.
Случайное нажатие.
Заслуженный лётчик-испытатель СССР Виктор Заболотский отметил, что
версия, согласно которой находящийся позади Су-35 мог "срубить"
Су-30СМ очередью из пушки, имеет право на существование.
Самолёт-то боевой. Ракеты с подвеской сняли, а разрядить по
халатности могли и забыть. С другой стороны, надо и тренироваться,
и боевую задачу выполнять. Если тренировки проходили в рамках
боевого дежурства, то самолёты, естественно, были вооружены. Такие
вещи случались, но в основном по халатности, конечно. Когда даже
проводятся учебные мероприятия, взводится всё, только самолёт не
вооружен. Лётчик в данном случае, скорее всего, вообще не ждал, что
боекомплект будет загружен, и провёл учебный перехват. Во время
учебных мероприятий всё выполняется точно так же, как и в боевых
условиях, всё завязано на боевую кнопку, только без боевого оружия.
Слава богу, что никто не погиб, конечно, но наземные службы и
вооруженцев теперь будут трясти по полной, я думаю, под суд
[ответственные] пойдут точно
Виктор
Заболотский
Заслуженный лётчик-испытатель
СССР
Лётчик-испытатель, майор войск ПВО СССР в отставке Игорь
Пинкевич в беседе с Лайфом подтвердил, что резкий манёвр Су-30СМ,
который наблюдали местные жители, вполне может объясняться тем, что
самолёт сзади поразили 30-мм снарядами.
Механизация крыла — это такая вещь, которая под бешеным
давлением работает. Если вы даёте очередь 30-мм снарядами, они рвут
металл как бумагу — и самолёт под сопротивлением воздуха и на
огромной скорости просто швыряет в воздухе. [Су-30] мог и кувырок
через себя сделать после того, как ему часть крыла или оперения
порвало, это запросто. Лётчики, я больше чем уверен, не сразу
поняли, что вообще происходит, но именно реакция их в итоге и
спасла
Игорь
Пинкевич
Лётчик-испытатель, майор войск ПВО
СССР в отставке
Точные данные о том, что произошло в этот день, даст расшифровка
бортовых регистраторов истребителя. В данный момент место падения
оцеплено военными. Сам истребитель, по неподтверждённой информации,
упал в болотистую местность, не зацепил деревьев и практически не
горел. Именно по этой причине поисковые службы не смогли быстро
обнаружить обломки самолёта. Однако главное, что живыми и, судя по
всему, невредимыми остались лётчики. На то они и учения, чтобы не
было потерь в бою.
Комментарии