«После развода с Тихоновым вся
ответственность за сына легла на Мордюкову. Возможно, Нонне
просто...
Вячеслав Тихонов и Людмила
Савельева в фильме «Война и мир». 1965 г.Фото:
Мосфильм-Инфо
«После развода с Тихоновым вся ответственность за сына легла на
Мордюкову. Возможно, Нонне
просто не хватило терпения в борьбе за его здоровье...
Вячеслав Васильевич, конечно, виделся с сыном, но не часто. С
посторонними Тихонов о сыне не говорил — это была
большая боль для него! Но как-то раз он признался: «Я виноват
в том, что произошло!» — рассказывают друзья Тихонова актеры
Людмила Гладунко и Борис Токарев.
— В 60-е годы Вячеслав Тихонов был уже
всесоюзной звездой, вы — еще студентами… Как же вы
познакомились?
Людмила Гладунко: Дело в том, что мы учились во
ВГИКе у одних мастеров: Бориса Владимировича Бибикова и Ольги
Ивановны Пыжовой
И вот однажды к нам на занятия пришел Вячеслав Васильевич Тихонов.
Это было привычно: у нас в мастерской время от времени появлялись
известные люди. Приходили и бывшие ученики Бибикова, а Тихонов был
одним из них. А вот удивились мы, когда узнали, зачем он приехал. В
то время Тихонов играл Андрея Болконского в фильме «Война и мир»
Сергея Бондарчука. И Вячеслав Васильевич
пришел просить Бибикова о помощи с образом своего героя. Борис
Владимирович часто нам повторял: «Учитесь самостоятельно работать
над ролью, потом вам никто не поможет. Вот как сыграть Болконского,
в образ которого Толстой вложил глубинные философские смыслы? Как
пробиться к живому человеку? Очень сложная роль, а начинать надо с
самого простого». На роль Болконского долго не могли найти актера,
в итоге утвердили Тихонова. Но и его, и Бондарчука одолевали
сомнения. Работа шла тяжело. Тихонова не покидало ощущение, что
роль не его, и он от этого страдал. У Вячеслава Васильевича были
крупные руки с толстоватыми пальцами, и когда Бондарчук взглянул на
его руки, он сказал: «Да, с такими руками только князя играть…» В
какой-то момент Тихонов растерялся. Вот тогда он и обратился к
своему мастеру. Я думаю, это ему очень помогло, вселило
уверенность.
— Удивительная история, ведь зрители так любят и сам фильм
«Война и мир», и Тихонова в роли Болконского. А как Вячеслав
Васильевич позднее относился к этой работе?
Л. Г.: Как истинный интеллигент, он был очень
сомневающимся человеком. Тогда он считал ее своей неудачей и даже
хотел уйти из кино. Но Станислав Ростоцкий
начинал работать над картиной «Доживем до понедельника» и предложил
Вячеславу Васильевичу главную роль — учителя истории. Тихонов
решительно отказался. Ростоцкий, будучи психологом, сказал, что
артист очень его подводит, что другого человека он не видит в этой
роли, что нужен как раз «Болконский». Вячеслав Васильевич очень
дорожил дружбой с этим режиссером и в итоге согласился. Вот так
случилось, что Ростоцкий дважды «родил» Тихонова (первой их общей
успешной картиной стала «Дело было в Пенькове»). И когда случился
успех «Доживем до понедельника», у Вячеслава Васильевича как будто
вновь крылья выросли, вернулось желание работать. А позже и
Бондарчук позвал его сниматься в картине «Они сражались за
Родину».
Комментарии