Знакомство с проектом у меня растянулось во времени. Сначала позвали на съемки: «Приходи, будет интересно и… очень смешно, обхохочешься». Про гипноз и смешно? Ну хорошо, посмотрим.
Огромный павильон на «Мосфильме» заполнен публикой. На первый взгляд в основном это молодые люди, студенты. Мне предлагают сесть на зрительское место, чтобы непосредственно наблюдать за процессом. До начала съемок появляется гипнолог Иса Багиров
Наконец появляется ведущий Максим Галкин, выходят звезды, и затем начинается словно постановка театра абсурда. Следуя указаниям Исы, зрители встают, вытягивают руки, кто-то выходит на сцену, кто-то покачивается, кто-то засыпает. Последних просят не будить, даром что все пропустят. На сцене того веселее. Вот только Аскольд Запашный рассказывал о предстоящей программе в Большом Московском цирке, художественным руководителем которого он является, но стоило Багирову щелкнуть пальцами, как он стал уверять, что ничего нового в этом сезоне не будет. А после следующего щелчка заявляет, что и вовсе не имеет отношения к цирку, потому что он художник, и это вовсе не цирковая афиша, а картина, сюжет которой пришел ему из космоса.
Иса продолжает творить чудеса. И вот уже звезды – персонажи кинофильмов. Саша Савельева, она же Человек-Паук, карабкается на столб. Доминик Джокер, сейчас он Кинг-Конг, бьет себя в грудь и орет что есть мочи. Штирлиц – Ивар Калныньш, сидя на диване, держит воображаемый руль и куда-то медленно едет.
А сейчас уже не до смеха. Алла Духова, руководитель балета «Тодес», после пассов Багирова не может пошевелить ногами. Ей страшно, и она отказывается верить в происходящее. Тогда Иса позволяет ей делать только те движения, которые показывает Галкин. Тело делает ровно то, что ему позволено.
Наталье Бочкаревой показывают видео с ее участием, и, похоже, для нее это сюрприз. Актриса с удивлением видит, как она приходит на встречу, а попадает на судебное заседание. В зале люди, переодетые в костюмы зайца, мыши, лягушки; медведь сидит за решеткой. Но когда Багиров, который находится там же, сообщает Наталье, что она адвокат в деле «Умышленное нанесение ущерба, именуемое «Теремок» и ей необходимо защищать медведя, рьяно берется за дело. Размахивая детской книжкой с материалами дела, она задает заковыристые вопросы свидетелю зайке, пытается дать судье взятку и даже соблазнить его. Иса вовремя ее останавливает.
Словом, артисты под гипнотическим воздействием Багирова на некоторое время словно теряют связь с реальностью. Они то не видят своего носа в зеркале, то не могут найти ухо, то забывают имя, то впадают в детство… Глядя на происходящее, поначалу сомневаешься, а не играют ли звезды по сценарию, артисты все-таки. Но слишком уж нелепо они при этом выглядят. Чтобы расставить точки над i, договариваюсь о встрече с Исой.
Гномики, инопланетяне и прочие человечки
– У нас представлены разные возрастные группы. Хотя, сделаю ремарку, школьники и правда более гипнабельны, на неокрепшее сознание влиять проще. Но у нас все совершеннолетние. В принципе работать можно как с молодыми, так и с пожилыми – никакой разницы.
– Методики, которые мы используем в программе, не опасны. В контексте данного проекта это наши фантазии, которые становятся реальностью, во время гипноза у человека реально меняется состояние сознания, полностью отсутствует критика к происходящему, люди видят зрительные образы, гномиков, инопланетян. Но любое внушение я даю временно. После каждой программы снимаю все установки. Все. Мне нет необходимости оставлять человека в этом состоянии. Все происходит с согласия участников. Но я подхожу индивидуально к каждому герою, прописываю ему то, что ложится на его восприятие и физические возможности. Если в процессе гость начинает совершать действия, которые могут быть для него нежелательны, сам его ограничиваю. Так, Лариса Рубальская, а ей 72 года, глубоко входит в гипнотическое состояние. Конечно, я не стал предлагать ей обстоятельства, где ей придется прыгать или бегать.
– Она не ела несколько часов, об этом сказала ее знакомая. И у нее сильно опустилось давление.
– Это хорошо. Они спали не потому, что устали. Я дал им такую команду.
– Процесс отбора звезд основан не только на том, входит ли человек в это состояние или нет. Вопрос в другом – как он реагирует в этом состоянии на предлагаемые обстоятельства. Есть категория гипнотиков, которые спят и совершенно неактивны. Они не будут яркими участниками нашей программы, поэтому я вынужден искать для них либо иные варианты, либо отказываться. Например, телеведущая Марина Ким хорошо воспринимает гипноз, но при этом великолепно засыпает, как будто провела в бодром состоянии трое суток. Мы с креативной группой учли эту её особенность, и на протяжении программы просто подходил и отключал ее. Она, наверное, наконец выспалась. . У нас есть менее гипнабельные участники, которых приходилось подгружать прямо во время программы. Это достаточно быстро происходило, потому что у гипноза есть массовый эффект, так называемый принцип домино.
– Опытный гипнолог может по физиогномике сделать предварительные выводы, но каждый человек в состоянии транса раскрывается по своему, а каким образом понять можно только в процессе работы. Что касается внешних ключевых признаках, под гипнозом отсутствует реакция зрачка, наблюдаются отстроенный взгляд, заторможенность реакций. Если человек находится в глубоком трансе, и я даю ему команду, например: «Ты забудешь свое имя», находясь в состоянии погружения, он бессознательно медленно прикрывает веки. Так вели себя Аскольд Запашный, Михаил Грушевский, Доминик Джокер.
– У нас было много гостей, которые говорили: «Мне даже будет смешно, я в это не верю». Но потом становились участникам нашей программы. Однако, если вы не хотите и предупреждены, что на вас воздействуют лояльными методиками, процент того, что вы погрузитесь в транс – невелик. Но если неожиданно, например, на улице к вам подходит человек, который хочет вас загипнотизировать, и вы к этому не готовы, скорее всего вы войдете в состояние гипноза, сработает эффект неожиданности, и вы отреагируете. Таким образом, нужно лишь застать вас в нужном месте в нужное время и применить нужные технологии.
— Если цыганка начала вам что-то говорить, отвечайте ее же словами. Она: «Дай я погадаю». Вы: «А давай я тебе погадаю». Она: «Вижу, с твоим сыном что-то должно случиться». Вы: «И я вижу, с твоим сыном что-то случится». Она: «Вижу, у тебя по руке тебе деньги нужны». Вы: «Нужны, мелочь подкинешь?» В этом случае возникает барьер, они понимают, что их установки уходят в никуда. Или можете совершить действие, которое выбивается из границ нормы: заорать, запеть. Обычно на такое воздействие ведутся те, кого застигли врасплох, но и цыганка знает, к кому подходить. Потому что наблюдает. Если человек идет с отстраненным лицом по своему стандартному маршруту и уверен, что с ним ничего не произойдет, и в этот момент сделать что-то резкое, разрывающее его шаблон поведения, он может поддаться. Если видно, что человек анализирует происходящее, его трогать не станут. Цыгане обычно собираются в местах массового скопления людей, наблюдают за толпой, засекают время, запоминают, кто в какое время ходит тут постоянно. Могут услышать, как кто-то говорит по телефону, например, произносит какое-то имя, и через некоторое время она может подбежать к этому прохожему и, назвав это имя, заявить, что этого человека ждет несчастье. Тот в шоке и верит. И с ее стороны начинается развод, перегрузка репрезентативных систем.
– Если говорить об отборе звезд на проект, достаточно 10–15 минут, иногда и пары, как с Александром Маршалом. Не всегда люди погружаются глубоко сразу, но можно создать накопительный эффект. Встретиться еще с гостем, дабы его не терять. Для меня находка проекта – Аскольд Запашный, он оказался одним из самых гипнабельных наших участников, еще и великолепно проявляющий себя в этом состоянии. А ведь он с пяти лет заходит в клетку к хищникам, ежедневно с ними работает и мало чего в жизни боится.
– Везде. Учат все, кому не лень. К сожалению, в нашей стране единицы, кто может что-то показать, а тем более научить. Каждый приходит в эту сферу зачем-то. Часто, к сожалению, люди закомплексованные, которые хотят влиять на других людей.
– Человек всегда тянется к тому, чем занимаются родители. Моя мама Галина Багирова, финалистка восьмого сезона «Битвы экстрасенсов», практикует уже лет 40, владеет методиками убеждения, но не гипнозом. Я же интересовался многим, что не мог объяснить: даосскими методиками, парапсихологией, психотехнологиями. Это было хобби, я не обирался строить на этом карьеру. Окончил международные отношения, сейчас получаю второе образование – юридическая психология. Всегда занимался спортом, у меня не было проблем с самовосприятием, комплексами. Но потом мой интерес к этому перешел в сферу деятельности.
– У меня с детства были какие-то способности. Мама рассказывала, как отправляла меня маленького на рынок, а я возвращался и с продуктами, и с деньгами. То есть тогда уже что-то мог делать на подсознательном уровне. Я прошел много школ. Но большая часть того, где обучался, были зря потраченным временем и деньгами. Я самостоятельно анализировал деятельность западных гипнотизеров. Разбирался и делал. Сейчас владею многими техниками, есть мои авторские методики. Например, работаю с психологическими проблемами людей, когда человек чего-то боится: пауков, старости, одиночества, безденежья – чего угодно. После работы со мной предмет страха он не забывает, но у него меняется к нему отношение. И исчезает страх. Психоэмоциональные проблемы в большинстве случаев сводятся к тому, что человек не знает, как жить, и не знает, как все поменять. Ему нужно найти выход, разложить все по полочкам. Я помогаю сколачивать для него эти полочки. И он понимает, что главной возможностью для него являются собственные ресурсы.
– Есть и другие варианты, как я уже сказал, у меня много методик. Приходите, попробуем.
Хоть поверьте, хоть проверьте
На встречу с Багировым отправляюсь в «Останкино» с фотографом. Коллеги смеются: мол, смотри, не отдай все деньги. Я отшучиваюсь: никаких наличных с собой, а пин-код кредитной карты все время забываю. Кабинет Исы самый обычный: офисная мебель – диван, стул, стол. Кроме нас двоих присутствуют фотограф, помощница Багирова и представитель Первого канала. Багиров здоровается, предлагает сесть и говорит: «Ну давайте попробуем. Вот вам блокнот и ручка. Подумайте о рисунке и каком-нибудь имени. Представьте его. Не меняйте своего решения. Теперь изобразите рисунок и напишите имя. Спрячьте листок куда хотите».
Иса выходит на пару минут из комнаты, затем возвращается: «Теперь при мне нарисуйте то, что было на листке, и напишите имя. Я могу это уже видеть. То, что вы изобразили, уже лежит у меня в кармане». Я делаю все, о чем меня просят, Иса продолжает: «Могу предположить, что на рисунке нечто напоминающее дом с крышей и окном. Что касается имени, оно женское, и это Александра. Но дело в том, что в кармане у меня уже лежит листок, где все это изображено. Я нарисовал это еще до нашей встречи». Сказать, что я удивлена, – не сказать ничего.
«Продолжим. Держите кубик. Я буду в соседней комнате, а вы переверните его и запомните цифру сверху. Подумайте о ней. Представьте, как она выглядит, посчитайте в уме». Выполняю все и слышу: «Думаю, это шесть». Он прав, как оказывается прав и во второй раз, и в третий. «Давайте попробуем другое. Положите кубик в любую из рук, вытяните их и разведите в стороны. Думайте о той, которой я касаюсь. Кубик в левой (ответ верный). А теперь попробуйте обмануть меня. Опять в левой». Иса прав.
– То, что я продемонстрировал, – это внушение, или ментализм, но нельзя выделить универсальную методику, которая будет работать в любых обстоятельствах и с любым человеком. Это набор инструментов. Какую-то информацию я могу принять от вас, что-то передать невербально, не говоря ни слова.
– Есть понятие «гипнабельный», а есть «внушаемый». Я же вас в транс не вводил, вы были в сознании. А самые мощные методики – это те, которые мы можем внедрить человеку без предварительной работы, вроде «посмотри мне в глаза, сделай глубокий вдох». Они работают с большинством из нас. Что касается нашей ситуации, предположим, я внушил вам, что рисовать, ввел эту программу (не буду раскрывать всех секретов, как это сделал), но имя, это же конкретный человек, внушить не мог. Я не знаю, кто вы, вашего круга знакомых, друзей, родных. Вы могли сделать любой выбор. Тем не менее я получил информацию из вашего подсознания и внедрил то, что мне было нужно. Что касается кубика. Есть такое правило: когда мы думаем, мы передаем. Любая наша мысль проецирует действие. Идет, например, женщина на высоких каблуках и переживает: «Как бы не споткнуться». Если возникла такая мысль, она однозначно отразится на физиологии.
– Да. Потому что сама дала себе эту установку.
– Я не буду говорить о том, как получаю информацию. Будь сейчас перед вами физик-ядерщик, он не объяснит, как работает адронный коллайдер. Вам для этого нужно пройти серьезное обучение. Поэтому думать о том, какие механизмы действуют в моем случае, нет смысла.
– Если мне нужно. Причем конкретику. И ее может быть много.
– А зачем мне это делать?
– Сказать что-то о человеке – это уже экстрасенсорика. И тогда вам на передачу «Битва экстрасенсов». То, что продемонстрировал, – ментализм. И под силу практически любому человеку, если он разберется в системе. Потому что это функции мозга. Я никогда не пытался людей в чем-то убедить, доказать свои способности. То, что вы видели, – показуха. Есть моменты намного глубже. Можно решать психоэмоциональные проблемы у человека, программировать его на успех, задать правильный вектор движения к цели, создать в душе гармонию. И в его жизни начнутся изменения. А можно внушить, что на нем висит проклятие до седьмого колена либо у него порча на потерю здоровья. И он будет верить в это. У него прыщик вскочит, а он решит, что это подтверждение: началось! На другие вещи – сон, аппетит, хорошее самочувствие – и не обратит внимания и будет настраивать себя на худший вариант. Самые сильные формы наведения транса основаны на эффекте неожиданности. На фоне вашего удивления до того, как я начал эти механизмы объяснять, я мог посмотреть вам в глаза и сказать, например: «Знаете, у вас одиночество по жизни».


– Вот видите, это показатель внушаемости. А я могу ляпнуть что угодно. И мои дальнейшие действия, если бы я был недобросовестным человеком, в этой ситуации не натолкнулись бы на барьер критического мышления, вы бы приняли все за чистую монету. У вас в голове произошло в тот момент непонимание происходящего, парадоксальность: а как так? Он не мог об этом знать, а следовательно, знает, что говорит. И человек в таких случаях начинает жить с мыслью об одиночестве, бегать по экстрасенсам, а те – стричь с него капусту. Но одиночество останется, потому что в душе поселился страх. А это подсознательная установка на то, что именно так должно быть.
– Конечно. Мир такой, каким мы его видим. Если считаем, что он полон обмана, одиночества, разочарования, в таком и будем находиться. Если для нас вокруг гармония, любовь, успех, так и будет. Достаточно изменить отношение к себе, ситуации, и мир изменится. Это не теория – практика. Тому, что я сегодня демонстрировал, я не учился, дошел сам. Не говорю, что я единственный, кто это делает. Есть израильтянин Лиор Сушард, у него много выступлений и в России, британец Деррен Браун, был Вольф Мессинг. Ну давайте еще на прощание.
Иса берет листок и что-то пишет. «А теперь задумайте любые две цифры. Назовите их». «Семь и один», – отвечаю я. Он показывает листок: там семерка и единица.
Комментарии