Уже
Старый советский анекдот: «У школьника из далекого будущего спрашивают: „Кто такой Брежнев?“. А школьник отвечает: „Это мелкий политический деятель времен Аллы Пугачевой“.
В современной жизни можно найти столько реальных примеров переоценки идеалов и смены кумиров, что на их фоне несмелые анекдоты советского времени блекнут, как выгоревшие на солнце старые занавески. Сын рассказывал, что однажды на уроке истории в школе учительница предложила тест на знание исторических личностей, и девочка-„десяточница“ не смогла отличить на фотографии Сталина от Троцкого. Сколько пройдет лет, пока кто-то из наших потомков скажет, что Путин — это мелкий политический деятель времен Ольги Бузовой в эпоху „Дома-2“?
Бессмертное имя в истории
В Римской империи одним из самых страшных приговоров суда считалось уничтожение всякого воспоминания о человеке после его смерти, на которое обрекались лишь закоренелые преступники и враги государства.
Судя по всему, этот закон исполнялся ненадлежащим образом, потому что многих, кто был приговорен к вечному забвению, мы прекрасно помним до сих пор. Например, Герострат, который сжег храм Артемиды лишь для того, чтобы его имя помнили потомки, наверное, был бы сейчас счастлив: его дурацкий поступок и его имя не забыты даже через более чем полторы тысячи лет.
Слава всегда считалась более значимым достоянием, чем деньги или власть, потому что приравнивалась к бессмертию. Соответственно, спрос с человека, претендующего на вечную жизнь, был велик
Кроме того, предполагалось, что общественное признание должно быть результатом личностных достижений. Нужно было соответствовать, быть достойным и, главное, сделать что-нибудь выдающееся: сочинить невероятную симфонию, написать исключительную картину, сделать важное открытие, изобрести новый прибор, построить памятник зодчества, победить на войне…
Но нужно понимать, что даже при наличии Божьей искры и прочих достоинств признание при жизни доставалось далеко не всем. Чаще всего слава приходила только после смерти, увековечивая подвиги и произведения искусства.
А теперь я вас поздравляю: эпоха, когда обязательным условием публичности было редкое дарование и исключительность, закончилась в момент выхода в эфир первого реалити-шоу. Бессмертие имени стало общедоступным, как колбаса в магазине.
Эпоха „реалити“ и новые кумиры
Помните, как фрекен Бок мечтала попасть в телевизор? Ей могло бы помочь реалити-шоу.
„Реалити“ — это октябрьская революция медийности, только у революции был лозунг „Даешь землю — крестьянам, фабрики — рабочим!“, а лозунг новой эпохи: „Даешь каждого в телевизор!“.
Первопроходцем, который задал темп и направление, оказалась Джесика Симпсон со своей знаменитой фразой „Тунец — это курица?“ из реалити-шоу „Молодожены“, ставшего одним из первых на телевидении. Гламурная глупость и непосредственность наивной блондинки подняли рейтинги до небес и сделали девушку в одночасье богатой и знаменитой.
И пошло, и поехало, потому что миллионы юных барышень на планете, которые безуспешно пытались стать актрисами и певицами, но не имели такой возможности из-за отсутствия данных, вдруг поняли, что они тоже так могут! В конце концов, это же не Дездемону в театре играть — актерские способности тут не нужны.
Сразу всплыли Перис Хилтон с Николь Ричи, у которых уже были деньги, но не хватало бессмертного имени. Говорят, теперь Перис Хилтон только на этом бессмертном имени и зарабатывает, после того как ее лишили наследства и меньше чем за 15000 долларов не зайдет ни в один клуб, потому что ее появление работает лучше, чем любая реклама для заведения.
Россия в начале 2000-х старалась не отставать от американских новинок, поэтому тоже породила целую плеяду гламурных реалити-блондинок во главе с эпатажной российской „блондинкой в шоколаде“ Ксенией Собчак. Кроме того, появился „Дом-2“, куда зашла простая девушка Ольга Бузова, а вышла звезда новой эпохи.
Наряду со штамповкой блондинок эпоха „реалити“ стала производить еще более массовый продукт и, чтобы быть уж совсем близко к народу, запустила семейные реалити-шоу. В конце концов, длинные светлые волосы, хорошая фигура и пухлые губки тоже есть далеко не у всех.
А вот семья и бытовые проблемы — у каждого. Здесь достаточно упомянуть реалити-шоу „Семейство Кардашьян“, но Кардашьяны демонстрировали достаток и снобизм, которые отражены в англоязычном названии шоу Keeping up with the Kardashians („Угнаться за Кардашьянами“).
А если я не хочу или не могу гнаться за кем-то? Пожалуйста, Here comes Honey Boo-Boo!
Новое реалити-шоу о многодетной семье неработающих американских rednecks на социальном пособии, которые живут в фанерном домике около железной дороги, едят фастфуд, отрыгивают и пукают в эфире, стало культурным шоком для многих. Шок вызывало всё: начиная от шутливого прозвища главной героини Аланы Томпсон, которое буквально переводится как Милашка-какашка, и до ее мамы — многодетной 30-летней 150-килограммовой женщины с четырьмя детьми от четырех разных мужчин. Но посмотрим правде в глаза: так живет полстраны… Пусть и у этой половины будет свой звездный час.
Собирательным героем нашего времени стала Миранда Сингс — вымышленный образ, запущенный в интернете, в комедийном сериале и в стэндапе актрисой Коллин Беллинджер. Миранда — недалекая, безграмотная, неадекватная в общении, но самовлюбленная и уверенная в своей привлекательности и музыкальности девушка, решившая в один прекрасный день, что она должна стать знаменитой певицей. Размещая от имени Миранды в YouTube короткие сатирические видео, актриса Коллин уже успела собрать миллионную аудиторию. Но у меня зреет вопрос, который даже страшно задавать: а все ли из фанатов способны понять, что смотрят сатиру? Может быть, это уже тупоголовое альтер эго талантливой актрисы собирает аудиторию, а не сама Коллин?
Общедоступность славы эпохи „реалити“ держится на трех китах: бесталанности (заурядности), нарциссизме (граничащем с эгоманией) и поверхностности (недалекости, невежестве).
Бесталанность
Отсутствие таланта обязательно, потому что таким образом поддерживается легенда об общедоступности. А если не нужен талант, значит, и усилий прилагать тоже не нужно. Отсюда вытекает представление о легкости и непринужденности в творчестве и искусстве.
Когда в 2005 году на экраны вышел телесериал „Есенин“ с Сергеем Безруковым в главной роли, правнучка поэта Анна, которая была очень недовольна фильмом, в сердцах сказала: „Есенин весь фильм пьет и безобразничает, а где муки творчества?!“ Действительно, где? Но поколению „реалити“ этого не понять.
Интересный факт: у А.С. Пушкина был блокнот под названием table talk. Это отрывочные записи, состоящие из политических анекдотов, комичных историй, остроумных тостов и четверостиший для женских альбомов. То есть человек с официально признанным самым большим среди русскоязычных людей словарным запасом не надеялся на внезапное озарение, поэтому прилежно делал домашнее задание, прежде чем идти в гости к даме!
Так что когда какой-нибудь студент на вопрос „где ваш подготовленный и написанный текст устного доклада?“ отвечает: „Я не готовился, решил, что-нибудь придумаю на ходу“, я всегда возмущаюсь: „Значит, создатель литературного русского языка Александр Сергеевич Пушкин, имея в запасе 300 000 слов, готовился, а студент 3-го курса Петя Пупкин не готовился, потому что ему хватает его двух тысяч?!“
А зачем готовиться? Зачем быть красноречивым, если можно быть косноязычным, недообразованным, как Миранда Сингс, и все равно быть знаменитым. Отсюда возведенные в ранг стандарта узкий кругозор, скудный словарный запас, а также ужасная орфография и бич новой эпохи — малапропизмы (франц. mal a propos, невпопад) — семантические ошибки, когда сложное слово заменяется другим, близким по звучанию, но отличным по смыслу, как в анекдоте: „Говорят, это научная гипотенуза, но я в этом вопросе не контингент“.
Читаю в интернете: „Ольга Бузова взорвала элитный клуб своим выступлением…“ Зачем смотреть в словарь, где написано, что элитный — это синоним слова „отборный“, то есть, строго говоря, элитным может быть коньяк, кофе или порода собак. А место, куда ходит элита, должно называться элитарным. Но, как говорится, какая элита, такой и клуб…
Поверхностность
Что значит бессмертное имя человека в истории? Например, кто такая Эмили Бронте? Википедия дает краткую справку, что это английская писательница и поэтесса начала XIX века. Автор одного романа „Грозовой перевал“ и нескольких стихотворений.
К слову сказать, статья об Эмили Бронте в Википедии гораздо короче, чем статья о Ким Кардашьян или статья об Ольге Бузовой. Ким Кардашьян — светская львица, звезда реалити-шоу, фотомодель, актриса, дизайнер, бизнесвумен… Ольга Бузова — звезда реалити-шоу, телеведущая, радиоведущая, певица, актриса, шеф-редактор журнала, дизайнер, бизнесвумен и даже знаменитая писательница — автор нескольких успешных книг… Эти женщины столько всего успели сделать — куда уж скромной Эмили Бронте тягаться с такими тяжеловесами гения и таланта?
Невольно вспоминается К.Д. Ушинский, который известен детям и их родителям по его замечательным поучительным рассказам и сказкам. У выдающегося педагога есть сказка о нарциссическом гусе, который разговаривал сам с собой: „Какая я удивительная птица! И хожу по земле, и плаваю по воде, и летаю по воздуху! Я царь всех птиц!“ Услышав гуся, журавль заметил, что „лучше уметь что-нибудь одно, да хорошо, чем все, да плохо“.
Поверхностность, примитивизм, восторженная наивность, с которой люди без сомнений и рефлексии хватаются за все подряд, а потом провозглашают себя известными писателями, поэтами, дизайнерами, певцами, художниками, — все это напоминает жизнь маленького ребенка, который рисует каляки-маляки, поет ля-ля-ля и танцует туда-сюда, и любое его телодвижение сразу расценивается как произведение искусства для родителей, убеждающих в гениальности своего чада себя, потом непосредственно ребенка и всех родственников. Здесь нет ничего плохого, пока целью не становится убедить в этом весь мир. И вот ты уже смотришь на пафосные статьи, рекламу книг, гастролей, выставок и понимаешь, что кто-то настойчиво пытается сделать тебе операцию по замене глазных яблок без наркоза, чтобы ты видел мир не своими, а их глазами.
Написанный писательницей Бузовой текст „Роман с Бузовой. История самой красивой любви“ (конечно, самой-самой красивой, потому что в мире инфантильного нарцисса ничего другого не может быть, и пусть Шекспир с его Ромео и Джульеттой нервно курят в сторонке) не имеет никакого отношения к литературе и книжному миру.
Я настаиваю, что неосмотрительно называть данный кусок текста книгой, так как создается очень спорный прецедент: ведь если это книга, то тогда любая девочка может претендовать на место в литературной иерархии со своим простодушным и коряво написанным подростковым дневником.
Кроме того, как человека, который искренне любит литературу, меня приводят в замешательство редкие ссылки на не самых простых авторов в этом до нелепости простом тексте новоявленной писательницы — настолько эти ссылки уж совсем mal a propos. История „самой красивой любви“ началась с того, что „встретились с Ромкой и обсудили Бодлера“. И все, без подробностей. Без комментариев. Между тем, у читателя столько вопросов! Почему именно Бодлера? Из каких мелких вод Бузового подсознания он вдруг всплыл? И что именно вы обсудили?
Дело в том, что поэзия Бодлера — это довольно тяжелое чтиво, потому что в ней очень много символов, аллюзий и другого интертекста. Поэтому просто сказать „обсудили Бодлера“ — это все равно что сказать „обсудили термодинамику“. Что это значит? Вы обсудили какой-то конкретный символ? Какое-то конкретное стихотворение? Вы обсудили цикл стихов „Цветы зла“ и скрытый смысл, зашифрованный в названиях каждого нового стихотворения цикла? Вы обсудили только те шесть стихов, за которые Бодлера судили и которые были вычеркнуты из сборника цензорами XIX века за непристойность и богохульство? Или вы обсудили аспекты его личной жизни, например, то, что он через всю жизнь пронес любовь к темнокожей женщине, которой посвящал стихи, или то, что этот кутила и бонвиван транжирил состояние отца, а потом умер от сифилиса, не дожив до старости?
Нарциссизм
Проблема с задумавшими прославиться нарциссами заключается в том, что самолюбование у них сменяется эгоманией — болезненным состоянием, которое опирается на веру в свои исключительные способности, талант и гениальность. В частности, Миранда Сингс не просто поет в интернете, она еще дает мастер-классы по пению, которые начинаются словами: „Ну, как вы все знаете, я известный эксперт в этой области… Я знаю, что я знаменита, потому что я знаменита…“
Наивная напористая самоуверенность приводит к тому, что когда эти люди не получают от других признания своего превосходства, типичной реакцией становится гнев или раздражение. Эгоманьяки не терпят критики, а любое замечание в свой адрес объясняют исключительно происками завистников. Им непонятно, как и за что их можно критиковать, ведь они идеальны и безупречны. Значит, остается лишь завидовать. Поэтому Миранда не устает повторять: „Haters back off!“ (Недоброжелатели, отвалите!)
Я понимаю, что, обращая внимание на недалекость и заурядность тех, кто за счет именно этих качеств и пытается обеспечить себе бессмертное имя, я тем самым им помогаю. Я в курсе того, как работает эффект Стрейзанд (если нам говорят не делать что-то, именно так мы и будем поступать), и даже Миранда Сингс это знает: „haters make me famous“ (недоброжелатели делают меня знаменитой). Так что вполне вероятно, что кто-то из вас уже вдохновился на просмотр „Милашки Бу-Бу“ или „Блондинки в шоколаде“.
Но вдруг потом этот человек решит впервые открыть для себя или заново перечитать „Цветы зла“ Шарля Бодлера или даже замахнется на Эмили Бронте и ее „Грозовой перевал“? Я надеюсь, что эффект Стрейзанд сработает именно в этом направлении. Как говорил Рэд Эллис из „Побега из Шоушенка“: „“ надеюсь, я надеюсь, я надеюсь…»
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Комментарии