
«Олдскул» — это история о последней обладательнице звания «Учитель года СССР», учительнице математики Марии Трифоновой, которая даже в наши дни продолжает придерживаться традиционного строгого подхода к образованию. Однако ей приходится сменить место работы, и из районной школы она переходит в элитное учебное заведение для детей богатых и влиятельных родителей, где учится ее внучка. Рассказываем, насколько сильно изменилось образование за последние 30 лет и какие выводы делает сериал.
Основной конфликт сериала «Олдскул» разворачивается вокруг разрыва между поколениями, который стал колоссальным из-за крупных изменений в нашей стране. Строгая «олдскульная» учительница продолжает проповедовать собственные методы преподавания, подкрепляя их реальными успехами ее бывших учеников. Однако сегодня драконовские порядки, которые призваны установить дисциплину и послушание в классе, уже не работают. Более того, сама школа, в которой работает героиня Марии Ароновой, проповедует максимальную свободу учеников, даже отменив звонки на урок. Руководство объясняет это тем, что такой подход приучает детей к самостоятельному тайм-менеджменту с ранних лет

За последние 30 лет в российском образовании изменилось очень многое, причем в разных аспектах. Это и либеральные реформы, которые дали ученикам больше прав и свобод, и развитие технологий, которые коренным образом преобразили систему образования.
Еще три десятка лет назад авторитет преподавателя не подвергался никакому сомнению. В школах царила дисциплина и слово учителя было законом для детей. Безусловно сериал в художественных целях гиперболизирует образ героини Ароновой и превращает ее в настоящего диктатора, однако фразы «лес рук», «звонок только для учителя» и «всем встать» слышали практически все, кто старше 35 лет. При этом важно отметить, что такая система отношений не была закреплена законодательно – в прошлом веке детей воспитывали с прицелом на уважение к старшим, и для учащихся в целом было естественным не подвергать авторитет учителя под сомнение.

Любопытно, что такой уклад сохранился, например, в Японии, где возраст и социальное положения издавна являются очень важным фактором при выстраивании иерархии. Одновременно с этим в японских школах очень развита система кружков по интересам, которая призвана развить в детях самостоятельность, так как всеми делами кружков занимаются непосредственно ученики. В Советском Союзе этот элемент был вынесен за стены образовательного учреждения, и дети после занятий ходили в дворцы пионеров, где существовали как раз те самые кружки по интересам. Однако вели их специальные работники, которые по сути своей были теми же преподавателями, но для внеклассных занятий.
Героиня Ароновой – продукт этой системы. Не зря она носит гордое звание Учителя года СССР. Она твердо уверена, что дети должны соблюдать на ее уроках железную дисциплину, урок заканчивается, только когда об этом заявил сам учитель, а на компромиссы с детьми идти не стоит, так как это может их избаловать.

В наши дни не только в элитных заведениях, как в сериале, но и в районных школах система отношений между учителями и учащимися значительно изменилась. Немаловажную роль сыграли технологии. Каждый ученик имеет смартфон, который несет важнейшую функцию – постоянную связь со всеми. Мы частенько видим в лентах новостей истории о том, как учитель жестоко обошелся с учеником, неоправданно грубо с ним говорил или, что еще хуже, даже прикладывал физическую силу. Такие вещи стали возможными благодаря тому, что ученики снимают видео инцидентов и легко их распространяют в информационном пространстве. Это стало важным сдерживающим фактором, так как весь педсостав знает, что в любой момент может оказаться в центре внимания чуть ли не всей страны.
Но человеческий фактор, увы никто не отменял. В советское время были учителя, которые могли превысить свои полномочия из-за отсутствия должной системы контроля. Однако сегодня появляются учащиеся, которые специально провоцируют учителей, используя уже собственную безнаказанность, так как знают, что удачно снятое видео грозит учителю завершением карьеры, а то и чем похуже. Такое положение вещей сложно изменить какими-либо законами, так как человеческий фактор не регулируется и его невозможно предсказать. В любой системе найдется недобросовестный человек.

Тем не менее, законодательная деятельность далеко не является бессмысленной. За последние десятилетия система российского образования значительно изменилась – от введения ЕГЭ и ОГЭ и изменения правил поступления в вузы, до использования IT-технологий в процессе обучения.
Ушла в небытие система рукописных дневников. Ученики перестали каждую неделю записывать в дневники расписание и там же записывать домашнее задание. Сейчас дневник существует в электронном виде, где расписание висит автоматически, а домашнее задание вводит в систему сам учитель. Это немного разгружает учеников, однако есть и обратная сторона медали. Необходимость самому вести дневник развивала системное мышление и умение упорядочивать информацию. Теперь же такой фактор отсутствует, и важные навыки ученикам приходится приобретать другими способами.

С другой стороны, школы стали предлагать в качестве домашнего задания не сухой доклад или сочинение на заданную тему, а подготовку графических презентаций. Так как сегодня уже каждый класс оснащен минимальным компьютерным оборудованием, то презентации в качестве домашней работы стали популярной практикой. Теперь ученик вместо занудного чтения написанного текста может подкрепить свои тезисами иллюстрациями и представить свою презентацию, используя творческий подход. И это безусловно положительно сказывается на развитии мышления ребенка.

В сериале учительница Мария Павловна, перейдя в новую школу, сразу пытается установить свои порядки, однако моментально сталкивается с сопротивлением. Более того, своими действиями она также вызывает непонимание среди коллег, которые уже давно отвыкли от подобных методов. Постепенно знакомясь с учениками, героиня Марии Ароновой видоизменяет свои методы и находит с ними общий язык. Однако она не отказывается от строгих правил и железной дисциплины – Трифонова ищет золотую середину, где ученики сами понимают важность правил, но при этом не чувствуют себя забитыми и ущемленными.
Споры и дискуссии на тему образования и реформ не утихают и не утихнут. Это всегда было животрепещущей темой для людей. И обе стороны дискуссии по-своему правы и неправы. Лагерь приверженцев олдскула и лагерь апологетов свободы и инноваций видят только положительные стороны в системах, которые они отстаивают. Но иногда важно критически взглянуть на ситуацию и постараться сохранить лучшее от обеих систем и, по возможности, избавиться от их недостатков.

Комментарии