Андрей Кончаловский, которому 20 августа
"Молодёжи позволено знать очень мало. Есть "Алиса"
Интеллектуальная эрозия налицо. Сегодняшние молодые люди, мягко говоря, неграмотные, игнорирующие знания. Им позволено знать очень мало, [им] вообще ничего знать не надо. В ответ есть "Алиса", кнопки какие-то, интернет..
"Мы вступаем в век идиотов. Это видно в политике"
В Европе культура деградирует. Процесс деградации печальный. Мне жалко Европу и европейцев. Америка диктовала смыслы, и это привело к исчерпанию культуры. Пришли убеждения какой-то чудовищной диктатуры политкорректности — это очень страшно. Происходит эрозия памяти. Особенно это заметно в западных политических деятелях. Интеллектуальные и когнитивные способности пугают своим низким уровнем. Как говорил Серёжа Капица (учёный-физик Сергей Капица. — Прим. ред.), мы вступаем в век идиотов. Это видно в политике. Печально. В данном случае я говорю о том, что происходит на Западе. Ведь Запад впереди нас.
В последние годы Кончаловский является последовательным
критиком Запада, хотя ранее открыто признавал, что был "увлечён"
им. В начале 1980-х годов он эмигрировал из СССР, взяв фамилию
матери — как писали, чтобы не ассоциироваться с отцом, который на
тот момент был депутатом Верховного Совета СССР. В США снял
несколько картин (например, "Одиссею" с Изабеллой Росселлини и
боевик "Танго и Кэш" со Сильвестром Сталлоне и Куртом Расселом),
был женат на француженке (сейчас имеет двойное гражданство —
российское и французское), вращался в кругах западной
интеллектуальной элиты. В 90-х решил вернуться на родину, но
продолжил проводить много времени за границей, где

"Православная культура сопротивляется"
Мы на грани того, чтобы попасть под это [западное] влияние. Особенно в силу того, что интернет целиком завладел человеком. Консервативные культуры, даже православная, сопротивляются в определённой степени эрозии памяти. Но Запад быстрее едет в пропасть. Как говорил Олдос Хаксли, мы едем в пропасть на "роллс-ройсе", а русские едут в трамвае... Ведь трамвай может даже сломаться. (На самом деле эта распространившаяся в российском сегменте интернета цитата не принадлежит Хаксли, хотя в своих произведениях писатель изучал проблемы негативного влияния технического прогресса на общество. — Прим. ред.)
"Ограничение информации ведёт к знанию. Парадокс"
Я сейчас участвую в реформе образования и хотел бы ввести урок чтения. Дети сидят в тишине и читают, а второй час — когнитивный анализ того, что прочитали. Я надеюсь на то, что государство примет волевое решение. Запретить телефоны в школах — этого уже добились. Но это большой серьёзный процесс, где ограничение информации ведёт к знанию. Изобилие информации ведёт к неграмотности. Парадокс.
"Мы не виноваты в том, где родились"
Это называется "страшно повезло". [Вообще] никто не ценит своего окружения никогда. Я жил в художественной среде, поэтому для меня это были естественные вещи — запах красок, палитра, мыть кисти дедушке и так далее. Это было, что называется, бытом. Но у других людей быт совсем другой. Поэтому в этом смысле мы не виноваты в том, где родились.
Андрей Кончаловский с братом, оскароносным режиссёром

"Рядом с ними чувствовал себя пигмеем"
Я не чувствовал себя в музыке свободным. Со мной учились выдающиеся музыканты: Наум Штаркман, Воскресенский, Володя Ашкенази, Митя Сахаров. Я рядом с ними чувствовал себя пигмеем — я не мог, как они. У меня нет абсолютного слуха, нет такой памяти, такого механизма физиологического. Связи между мозгом и пальцами. И так далее. И это создавало комплексы.
Кончаловский по настоянию родителей с детства занимался музыкой, после школы поступил в консерваторию, но бросил учёбу и ушёл по ВГИК.
"Решил — я могу даже лучше"
Я смотрел, смотрел [кинокартины], а потом решил: "Я тоже могу так и даже лучше". Дома была трагедия из-за того, что я бросаю консерваторию. Я боялся, что мама будет бить посуду. Собственно, так и случилось, была большая драма. Было ужасно. [Но] когда я понял, что могу делать кино, я стал абсолютно свободным. Во ВГИКе я чувствовал себя абсолютно в своей тарелке, в конце первого курса начал писать сценарии с Тарковским.
Кончаловский снял несколько десятков фильмов в России и за рубежом (среди его работ — "Сибириада", "История Аси Клячиной...", "Романс о влюблённых", "Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына", "Рай"), которые были удостоены российских и международных премий, в том числе Венецианского кинофестиваля.
"Порнография не даёт пространства для воображения"
Самое простое изображение секса — это порнография. Она не даёт пространства для воображения. Дальше мы начнём рассказывать о сексе с помощью деталей: рук, чувственных моментов, которые становятся эротическим искусством. А если мы отойдём ещё дальше, в соседнюю комнату, и человек будет слушать, как за перегородкой занимаются сексом, то это станет искусством, потому что оно разбудит воображение.
"Читайте книги"
Если говорить о совете: пересиливайте себя. Пишите от руки и читайте книги. У людей, которые не читают книги, развивается косноязычие.
"Оставлю после себя детей и фильмы"
Если что-то я оставлю после себя — это дети и мои фильмы.

Кончаловский женат на
Фото: vysotskayaofficial/Telegram
Vittorio Zunino Celotto/Getty Images
Segretain/Getty Images
архивы пресс-служб
Комментарии