Падение спроса на автомобили из-за коронавируса не прошло бесследно. Крупные автомобильные заводы в России начали увольнять сотрудников, однако все условия расторжения договоров держатся в строжайшем секрете.
Обучиться не предлагают
Главная проблема любого сокращения в промышленности — отсутствие альтернативы. После эпидемии коронавируса стало очевидно, что предлагать сотрудникам новые возможности вместо увольнения в большинстве случаев не хотят. "Срезать косты" — единственный верный способ, который заботит топ-менеджеров крупных заводов. Хотя весь руководящий состав заводов прекрасно знает, что сотрудник промышленного производства — это высококвалифицированный специалист, который не может пойти работать курьером в доставку еды или экспедитором.
Отсутствие возможностей для переобучения сотрудников заставляет задуматься, что в конечном счёте будет с сотрудниками производств в случае увольнения. Стоит сказать и о том, что автомобильно-промышленный кластер в России на данный момент — это 16 крупных заводов, разбросанных по всей территории страны от Калининграда до Владивостока, а на производствах и в смежных областях трудятся сотни тысяч человек.
Люди в зоне
Серьёзные сокращения в ближайшем будущем могут ждать завод Volkswagen в Калуге. Профсоюзные организации сообщают, что общее количество сокращённых сотрудников может составить не менее 250 человек, а от ночной смены производства могут на время отказаться.
Председатель профсоюза АСМ завода "Фольксваген" Александр Абросимов пояснил, что нынешняя загрузка завода — полторы смены.
Самая острая тема, которая у нас сейчас, — падение покупательской способности
Александр Абросимов
Председатель профсоюза АСМ завода "Фольксваген"
На вопрос, предлагает ли завод обучение другой специальности, Александр Абросимов ответил отрицательно. Численность завода на данный момент — около пяти тысяч человек, а к сокращению из-за коронавируса и падения спроса запланировано примерно 300 человек. Как отметил руководитель профсоюза завода "Фольксваген" Александр Абросимов, это та самая третья смена, которую завод пытался сохранить начиная с нового года в надежде, что будет рост. Но вместо роста пришёл разрушительный кризис.
По словам руководителя профсоюза завода Volkswagen в Калуге, окончательное решение по сокращениям будет принято 25 мая.
Кандидат экономических наук и экс-руководитель службы контроля производства на одном из автозаводов Роман Саенко отмечает, что в 2008 году почти все мировые заводы отказались от ночных смен и перешли к активным мерам по снижению издержек, одновременно предлагая программы профессионального переобучения для сотрудников.
Mercedes, BMW, Volkswagen, Porsche, MAN, Volvo и многие другие в 2008 году оплатили курсы повышения квалификации и помогли своим сотрудникам освоить новые профессии, которые могли быть и не связаны с автомобильной промышленностью. В результате удалось сдержать безработицу и закрыть кадровый вопрос на десятилетия. Почему в России о таких инициативах ничего неизвестно — это вопрос к автопроизводителям, которые понимают современные условия работы
Роман Саенко
Бывший руководитель службы контроля производства на автомобильном заводе
Что касается завода Volkswagen в Калуге, то в пресс-службе Volkswagen Group Rus нам отказались комментировать вопрос с сокращениями сотрудников. Зато профсоюзные организации, не стесняясь, описывают в социальных сетях все подробности организованного процесса. Если верить этим сообщениям, то имеет место уникальная ситуация: с одной стороны, большинству сотрудников предлагают оклады за шесть месяцев работы, с другой стороны, как функционировать дальше, не понимают даже начальники производственных секторов. Кроме того, в кризис сотрудники стали всё чаще говорить о недоплатах за повышение качества труда. К примеру, возросшая скорость работы на калужском заводе, по словам некоторых сотрудников, до сих пор так и не оплачена.
Для завода VW в Калуге численностью в 4,5 тыс. человек сокращение 250 сотрудников может показаться небольшим, однако члены профсоюзных организаций сообщают, что сокращают в основном простых сотрудников, в то время как штат компании раздут и нет чёткого понимания, кто и за что отвечает.

© VK /
Чужой опыт пригодится
Интересно, что сокращений ожидают далеко не все профсоюзные организации автомобильных заводов в России. На данный момент известно, что примерно 400 сотрудников (пятую часть от общего числа) вслед за Volkswagen в Калуге может сократить завод Nissan в Петербурге. Однако другие крупные производители, например Toyota с заводом в Петербурге, HAVAL с заводом в Туле, Mercedes в подмосковном Поварово и "Автотор" в Калининграде, где производят KIA и BMW, не сообщали в профсоюзные организации о намечающихся кризисных сокращениях.
Представитель PSA Group (Peugeot/Citroen) Лилия Мокроусова отметила, что на заводах компании все производственные работы идут по плану и никаких изменений не предвидится.
Островком стабильности в чудовищном посткоронавирусном мире остаётся автомобильный завод в Тольятти. Изменений на Волжском автомобильном немного — руководитель информационной службы профсоюза АвтоВАЗа Татьяна Чайкун пояснила, что о сокращениях речи не идёт.
До конца года предусмотрена неполная рабочая неделя в четыре дня, других изменений нет
Татьяна Чайкун
Руководитель информационной службы профсоюза АвтоВАЗа
С учётом того что государственные субсидии рассчитаны на все автомобильные заводы в России, а правительство уже выделяет беспроцентные кредиты тем, кто сохранит до 90% кадров на местах, возникает вопрос: почему АвтоВАЗ заранее спрогнозировал сложный период и держится, выплачивает зарплаты и не останавливает производство, а крупные зарубежные заводы, локализовавшие конвейеры с полным производственным циклом в России, вынуждены искать поводы для сокращения работников на производствах.
Юрист и правозащитник центра "Промсервисконсалтинг" Роман Кудашов поясняет, что правомерность увольнений в ряде случаев обосновать нельзя, поэтому крупные производственники часто предлагают два варианта: либо золотой парашют, либо волчий билет.
Первый вариант относительно неплох для тех, кто и так подумывал уходить. Пять-шесть окладов — это неплохая компенсация в текущих условиях. Но если условие для её получения — это какие-то допсоглашения о конфиденциальности, то это можно уже расценивать как давление на сотрудника. Кроме того, основанием для принудительного увольнения по статье может служить лишь грубое нарушение трудовой дисциплины, которое доказано. А с этим у большинства работодателей проблемы. Главное — не подписывать никаких бумаг, которые перед сотрудником могут положить "эффективные менеджеры", — сначала на изучение юристам, а уже потом разговор
Роман Кудашов
Юрист, правозащитник
Представители профсоюзов отмечают, что автомобильная промышленность — один из самых сложных и тонко настраиваемых сегментов производственного сектора. Люди в огромной машине производства по-прежнему считаются слабым звеном, однако непонятен слепой подход к выбору в момент оптимизации производств. Это может привести к перекосам в производственных процессах и сбоям технологической цепочки.
Представители профсоюзов отмечают, что из-за попытки оптимизировать работу и расходы на ряде заводов в калужском промышленном кластере может образоваться кадровый голод. С одного сектора производств массово сокращают людей, а на других направлениях количество производственных бригад остаётся прежним. Когда ситуация более-менее выправится, уже с укомплектованных участков на ранее "зачищенные" площадки людей могут переводить в принудительном порядке. А это может спровоцировать вторую волну увольнений и судебных разбирательств с работодателем.
Комментарии