О Марине Зудиной
«Я люблю ее, люблю по-прежнему. Вообще, до Марины у меня был один регламент смены караула, наличия личного состава и так далее, а потом появилась эта толстощекая девочка на тридцать лет моложе… Она верный человек. Это для меня важно». «Окей», 2015 год.

О младшей дочке
«Маше скоро будет десять. Лет пять назад мы снимали дачу на Рублевке. Я приезжал после съемки, брал Машку, тискал и через тридцать–сорок минут мог еще одну смену отстоять

О воспитании
«Я никогда не воспитываю. Дети поступают сообразно своим наклонностям и пристрастиям. Я думаю, правильно, чтобы они не испытывали насилия со стороны родителей. Не врать – это основное. Нечасто встречающаяся радость естественности поступков. А вообще, считаю, воспитать можно только примером». «Антенна», 2016 год.
Об отдыхе
«Я работал в Финляндии или в Дании, не помню, очень трудно работал. И когда уже дело к концу шло, недели за две до премьеры, когда репетировал по четыре с половиной часа утром и четыре с половиной часа вечером, то даже две кассеты Владимира Семеновича не помогали расслабиться. И тогда я брал в потную ручонку 50 долларов, шел к игральному автомату, проигрывал и спал прямо как дитя. Я не могу сказать, что только этим я движим сейчас, когда хожу играть. Я надеюсь и иногда даже выигрываю. У меня с ним интимные отношения». «Российская газета», 2004 год.

О критиках
«Вы меня извините, я вовсе не хочу дезавуировать критику, но мне 69 лет исполнилось в августе, и поверьте, что я понимаю в театре никак не меньше критики. Я буду строить дело, а они будут критиковать. Сказать, что мне вовсе безразлично, что пишет критика о нашей работе, было бы ложью. Но я переживаю это без особых психологических травм». «Российская газета», 2004 год.
О судьбе
«Мне было лет, наверное, 12, а может, 13, я вспрыгнул на заднюю подножку трамвая и вдруг почувствовал, что правая нога моя медленно сползает под колесо. А я уже хотел быть актером – с отрезанной ногой куда я гожусь? И вдруг майор-фронтовик, стоявший рядом, хвать меня, как щенка, за воротник и втащил на подножку трамвая. Тогда я в первый раз в жизни подумал, что Всевышний меня бережет. Это было очень сильное впечатление. А потом, спустя годы, я сидел у иллюминатора самолета Ил-12, там было человек восемнадцать, и в какой-то момент я заметил из-под крыла пламя. Я стал молиться: „Господи, спаси и сохрани мою маму“. Когда я организовал какой-то минимальный комфорт для мамы, попросил: „Если можно, дай мне шанс, помоги спастись, я очень люблю театральное ремесло и всегда буду служить театру“. После этих слов самолет перестал падать. Это уже не совпадение». «Театрал».
Об учениках
«Я человек очень хитрый. Я верю только своим глазам. У меня есть чутье. И это чутье носит физиологический характер, это то, что досталось мне от Господа Бога и от папы с мамой. Посчитайте моих успешных учеников. В чем тут дело? Я их для себя учил. Я-то думал, что они все со мной играть будут. Думал: вот выйдем вместе на сцену, и тогда все увидят». «Российская газета», 2004 год.
О патриотизме
«Вот говорят: „Надо учить патриотизму“. Мой отец был одним из отмеченных учеников академика Миротворцева, одного из самых знаменитых врачей во время Русско-японской войны. И когда началась Великая Отечественная, у отца была бронь. Однако 4 июля пошел на фронт. Бронь бронью, а совесть… Вернулся только в конце 1945-го. Отец не любил рассказывать про войну. Но уже спустя много лет я не выдержал и спросил: „Вот люди говорят: они за Родину шли воевать, за Сталина. А ты за кого?“ Он, обидевшись, помолчал и ответил: „Я воевал за мать-старуху, за жену-красавицу и за тебя, выпердыша“. И когда на Даманском была заварушка с китайцами, мой дядя Толя объяснил: „Если случится война, придется выходить“ – и я очень ясно себе представил: надо будет взять автомат, встать у подъезда и положить врага. Что-то естественное сработало. У меня к тому времени уже были жена и двое детей, так же как у отца. Было за что. Хотя вообще-то я трусоват, драться не люблю...» «Антенна», 2016 год.

О боязни сцены
«Конечно, трепыхается сердце, тут ничего не поделаешь. Может быть, неловко говорить, но теперь же так: выхожу на сцену, еще не сказал ни слова, а они хлопают! И я целый спектакль живу, чтобы это вернуть». «Антенна», 2016 год.
О заработке
«В моей юности издавались журналы „Красноармеец“ и „Советский воин“, а к ним книжные приложения – литература, которую не печатали в военные годы. Мериме, Герберт Уэллс, Джекобс… Я сразу покупал пятьдесят книжек, а потом перепродавал. Втридорога? Не то слово! Заначка всегда была. А снявшись в двадцать лет в первом фильме в главной роли, я заработал на машину – шестнадцать с половиной тысяч рублей „Победа“ стоила. Не могу сказать, что она мне таким уж тяжким трудом далась». «Окей», 2015 год.
О жизни
«Жизнь-то интереснее, чем наши представления о ней. Перелистнули страницу – и дальше. Меня довольно рано вознесли, уже в первый сезон работы в „Современнике“. Нас позвал Олег Николаевич Ефремов, мы встали в рост и пошли за ним, в атаку. Есть такие лестницы внутреннего устройства дома. За первый год я промахнул не один, а сразу три пролета». «Окей», 2015 год.
О возрасте
«Недавно Марина Зудина привела меня в институт красоты, надо было срезать какие-то папилломы. Я сижу, а она там метра через три что-то подписывает за столом. Пять минут проходит, десять. Вдруг врач (здоровый мужик, на голову выше меня) оборачивается, говорит: „Боже мой, неужели это вы? Моя мама выросла на ваших фильмах“. И я думаю: нет, ну если врачи не верят своим глазам, то с какой стати я буду удивляться собственному возрасту! Еще поиграю, поработаю, осуществлю новые замыслы». «Театрал».

Комментарии