Имена актрис Елены Мельниковой и Елены Ивочкиной прекрасно известны и поклонникам сцены, и фанатам кино. Они не один десяток лет отдали служению театру им. Вахтангова. И обе (в отличие от своих героинь в премьерном спектакле «Главная роль») по сей день востребованы, к ним прислушиваются, у них учатся — как у представительниц старой вахтанговской школы.
«Идея поставить эту пьесу возникла потому, что у Елены Викторовны Мельниковой юбилей, ей 31 декабря исполнилось 70 лет. Мы это не скрываем. Такие ножки, что там скрывать! — шутил после прогона молодой режиссер Эдуард Трамов, которого обе актрисы выбрали для постановки своего спектакля
Тема пьесы, конечно, близка обеим Еленам. Не зря они несколько лет подступались к ней, проживали ее — и в итоге так ею «заболели», что сами же инициировали появление этого спектакля в репертуаре любимого театра.
Перед нами история из жизни двух возрастных актрис, которые ещё хотят играть, однако суровая правда в том, что о них теперь почти и не вспоминают... Одна, Вера Ивановна (Елена Мельникова), еще пытается держаться за профессию. Это именно ей приходит в голову сумасшедшая идея, которой она делится с другой участницей событий — Ниной Сергеевной (Елена Ивочкина). А та уже перешла в суфлеры и переживает: вот, мол, и портрет-то в фойе сняли... Они обе были когда-то успешны, в чем-то соперничали, в итоге превратившись в заклятых подруг, годами друг с другом не разговаривавших... В спектакле, как, собственно, и в жизни, будет много граней: и грусть (мы услышим и откровения о жизни, и отрывок из Бродского: «Как ступлю на порог, не поняв, не решив: ты мой сын или Бог? То есть мертв или жив?»), и веселье (когда героини пустятся в пляс — «Эх, раз, еще раз, еще много-много раз!» или начнут выяснять причины своих давних ссор), и интрига («Послушай, все-таки что в этих чемоданах?!»)
Небольшое пространство камерной сцены «Студия» идеально подошло для воплощения идеи спектакля, создавая сокровенную, сердечную обстановку, в которой можно поделиться наболевшим со всеми присутствующими. А мы, зрители, словно вовлечены в эту историю, охвачены настроениями героинь, готовы вместе с ними плакать и смеяться.
После спектакля поздравить коллег с успешной премьерой пришел
народный артист РФ, коллега по театру им. Вахтангова
В итоге в спектакле получился прекрасный сплав молодости («Мы получаем от молодых силы, энергию, работу, в конце концов!» — поделилась Елена Мельникова) и опыта («При всей нашей единой щукинской школе я увидел, чему научились эти актрисы у других режиссеров, больших мастеров. Конечно, я обогащаюсь!» — высказался со своей стороны Трамов).
А тема оказалась столь интересной театралам всех возрастов, что билеты на ближайшие спектакли уже разлетелись.
В команде создателей спектакля: сценография и костюмы – Максим Обрезков, музыка – Гиедрюс Пускунигис, художник по свету – Александр Матвеев, художник-гримёр – Ольга Калявина, помощник режиссёра – Елена Шалевич.
Режиссер-постановщик Эльдар Трамов известен вахтанговскому зрителю и как яркий артист, сыгравший на вахтанговских подмостках более двадцати ролей, и как молодой перспективный режиссёр. В 2021 году, как ассистент Римаса Туминаса, он был незаменимым помощником мастера в постановке романа-эпопеи Льва Толстого «Война и мир» — к 100-летию Театра имени Евгения Вахтангова. Самостоятельно выпустил спектакли: «Обратная сторона медали» Ф. Зеллера (2022), «Говори со мной» по пьесам из сборника Т. Уильямса «Пятёрка теннисистам» (2024) – на Новой сцене, а также дипломный спектакль Театрального института им. Щукина «Глазами клоуна» Г. Бёля, который вошёл в репертуар сцены «Студия» в сезонах 2022/2023 и 2023/2024 годов. Эльдар Трамов – режиссёр масштабных концертов во Владикавказе: «Вахтангов. Путь домой» (совместно с Асей Князевой) – в честь открытия Дома Вахтангова (2023) и концерта-закрытия Первого всероссийского театрального фестиваля «Вахтангов. Путь домой» (2024). Кроме того, он стал режиссёром вечера к 95-летию Михаила Ульянова «Кто, если не я» (2022), торжественной церемонии «Звезда Театрала» (2022), спектакля-посвящения Василию Лановому «Певцу любви, дубрав и мира» (2024), нескольких арбатских концертов к закрытию сезонов Театра имени Евгения Вахтангова.
Комментарии