Парадно-цветочная эйфория 1 сентября и радость от встречи с друзьями испарились, и к концу второй недели месяца ребёнок уже не тот. Настроение уходит в минус, появляются капризы и жалобы. Одни мамы вызывают ребёнку врача, других вызывает классная или директор с жалобами на поведение. А если ранец, учебники и форма в доме появились впервые, осенний марафон на выживание обеспечен.
«Не хочу в школу!»: Проверьте, не проявляются ли у вашего ребёнка эти 6 опасных признаков стресса
Обычно, помимо обострения хронических заболеваний, респираторных и кишечных инфекций, к концу первой-второй школьной недели нервная система младшеклассника даёт сбой, и тогда ребёнок:
- капризничает, любая критика и даже случайное слово провоцируют приступ слёз, обиды;
- подавлен, теряет концентрацию внимания;
- отказывается от любимых игрушек и занятий;
- подвержен резкой смене настроения — от возбуждения до апатии, тревожности и плаксивости;
- не хочет рассказывать о школьных событиях;
- теряет аппетит и не может заснуть.
Именно первый, а затем 4–5-й и 9–10-й классы считаются самыми сложными для адаптации школьников, отмечают специалисты Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Проявления могут быть различными, но это звоночек об эмоциональной перегрузке, указывают психологи
— Кардинальное изменение жизни — поступление в первый класс — является для ребёнка высокой физической, умственной и эмоциональной нагрузкой. Даже у хорошо подготовленного к школе и физически зрелого ребёнка в первые месяцы обучения могут возникать адаптационные трудности. Прежде всего они проявляются в поведении, — объясняет Life.ru Александра Герасимова, медицинский психолог, научный сотрудник лаборатории специальной психологии и коррекционного обучения Центра психолого-педагогической помощи в педиатрии ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России.
Даже многим взрослым после отпуска бывает непросто сразу настроиться на рабочий ритм. Конечно, неплохо, если у ребёнка перед школой был некий адаптационный период, но понятно, что засадить сына или дочь летом за тетрадки в большинстве случаев — это из серии «Миссия невыполнима». А тут в одночасье требуется сидеть 4–6 уроков без движения, внимательно слушать, отвечать на вопросы, сдавать проверочные тесты... Плюс такие факторы, как, скажем, «муравейник» в классе, обмен вирусами и бактериями, — отсюда статистика: чаще всего родители учеников от начальных до средних классов берут больничный именно в сентябре.
Что делать, чтобы первоклассник не устал уже в сентябре, — советы психолога. Фото © Shutterstock / FOTODOM / Kostiantyn Voitenko
Что на самом деле выматывает школьника в первые недели учёбы
Среди причин психоэмоционального перенапряжения психологи также выделяют такие факторы:
- Смена биоритма. Летом у детей нет чёткого графика нагрузок. В сентябре организму требуется резко перестраиваться под ранние подъёмы.
- Когнитивная нагрузка. Мозг за короткое время не успевает сменить «настройки»: выйти из комфортной зоны отдыха и мобилизовать навыки усидчивости, произвольного внимания, памяти.
- Социальное напряжение. Надо впервые или заново выстраивать отношения со сверстниками, занимать свою социальную нишу в классном коллективе, приспосабливаться к требованиям разных учителей.
- Общественное мнение. Комплексы и тревога: «А что подумают одноклассники?»
- Сомнения в своих способностях: «Я неудачник», «Все ждут от меня другого».
Адаптация к школе наступает не сразу. В начальной школе на это может уйти до двух месяцев, а иногда и больше. В средних и старших классах требуется примерно месяц, чтобы ученики втянулись в рабочий режим.
Сколько времени ребёнку нужно, чтобы привыкнуть к школе. Фото © Shutterstock / FOTODOM / Yurich20
Магний, сон и осторожно с кружками. 5 чётких правил на сентябрь от детского психолога
По мнению психолога Александры Герасимовой, преодолеть периодически возникающие трудности поможет правильная организация режима школьника. Также специалисты рекомендуют:
- после школы погулять 1–1,5 часа, чтобы расслабиться и отпустить эмоции;
- продумать систему питания: кроме классических компонентов и витаминов, при нагрузках на нервную систему организму необходим ещё один очень важный элемент — магний. Его содержат орехи, бананы, курага — всё это можно давать с собой в небольшом ланч-боксе;
- укладывать ребёнка спать в одно и то же время (плюс-минус полчаса);
- договориться, что примерно за час до сна выключаются гаджеты;
- не пытаться сразу записывать школьника в кружки и спортивные секции: если отложить их посещение до октября или даже ноября — проще избежать перегрузок.
Также не стоит форсировать количество внешкольных занятий с репетиторами, начинайте с одного-двух в неделю. При выборе дополнительных форм лучше остановиться на таких формах занятости, к которым ребёнок проявляет склонность, где он успешен, может самоутвердиться, укрепить веру в себя, — например, на спорте, творчестве.
— Чтобы избежать отрицательного отношения к учёбе, при выполнении домашних заданий не следует сравнивать ребёнка с более успешными одноклассниками, старшими братьями и сёстрами. Хвалите его за усилия, а не только за результат; фиксируйте его личный прогресс. Чрезвычайно ценен систематический контакт взрослых с учителем ребёнка — это позволит согласовать действия и при необходимости вовремя заметить и устранить трудности периода адаптации, — рекомендовала Александра Герасимова в беседе с Life.ru.
Если ребёнок стал напряжённым, расстраивается в связи с началом учебного года, не спешите его ругать за рассеянность или забывчивость — когнитивным процессам тоже надо настроиться на учёбу.
Как правильно хвалить ребёнка — советы психологов. Фото © Shutterstock / FOTODOM / fizkes
Забудьте про двойки. Почему в сентябре важно хвалить не за результат, а за усилия
Практика показывает: родителям не стоит в сентябре применять воспитательные меры в виде отмены и запрета. Если школьник ощущает недовольство его результатами, это может привести к дальнейшей потере интереса к школе. Так что на этом этапе использование преимущественно «пряников» сработает лучше. А ещё полезно помнить, что плохая отметка — это отнюдь не конец жизни, а вот проблемы со здоровьем — это уже серьёзно.
Кроме прочего, не лишним будет поощрять общение ученика с одноклассниками, особенно если он первоклашка или сменил класс/школу. Можно позвать их вместе с родителями погулять, пригласите одноклассников в гости. Кстати, это повод наладить контакт с родителями приятелей вашего ребёнка — будет у кого потом уточнять, правда ли «сегодня ничего не задали» и нужна ли завтра к утру 3D-модель гнезда муравьиного льва. Полезно взять за правило:
- не раздражаться, а проявлять терпение;
- при необходимости помогать с уроками (объяснить сложное), но не делать их вместо ребёнка;
- отмечать даже небольшие успехи: похвала — это тоже поддержка;
- спрашивать ребёнка, что сегодня было сложным, а что интересным или больше понравилось. Это поможет называть свои эмоции, что снижает тревогу.
И конечно, совместный досуг вернёт ребёнка в атмосферу семейного тепла и позитива, сложившуюся за время летних месяцев. Плавный переход к «трудовым будням» позволит школьнику стать увереннее в собственных силах, войти в учебный ритм. Тогда его силы постепенно восстановятся и негативные симптомы со временем уйдут. Однако если они сохраняются более 4–5 недель, усиливаются, сопровождаются постоянным отказом идти в школу, необходимо обратиться к детскому психологу, советует Александра Герасимова.
Наверняка многие задумались: по-хорошему задачу прокачать профилактику «осеннего кризиса» надо ставить уже с августа. Эта миссия вполне выполнима. Тогда и ребёнку не случится выпадать с самого начала на полмесяца из-за болезни, исток которой чаще всего в перенапряжении психики. Но это стратегия уже на будущее лето, а пока наконец можно и самим выдохнуть: школа началась, приёмами против стресса вы вооружены, а за партой ребёнку сидеть ещё долгие годы. Поэтому не пытайтесь устроить всё сразу идеально, но и не ждите, что «оно само наладится».
Комментарии